Петь, а не существовать!

Автор: Марина ЭКСТЕР 06.05.2011 01:36

Печать

Женский народный вокально-хоровой ансамбль «Канцона» Новороссийского музыкального училища им. Д.Д.Шостаковича удостоен Диплома лауреата второй степени на престижном VI Всероссийском конкурсе академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия-2011», заключительный этап которого прошел с 28 апреля по 3 мая в Санкт-Петербурге. Корреспондент «Новороссийских известий» и портала Новодар Марина Экстер была среди тех, кто встретил уставших и счастливых участниц «Канцоны» по возвращении в родной город.

***Спрашивать о том, какой ценой далась победа, я не стала. И так ясно, что добиться успеха на конкурсе такого масштаба, где надо блестяще исполнить специфические даже для классической музыки произведения, очень и очень непросто. У руководителя «Канцоны» заслуженного работника России и Кубани Натальи Ниловой я как раз осведомилась о той самой специфике.

***- Отличительная черта этого конкурса – исполнение сложных классических произведений а капелла, то есть многоголосно и без инструментального сопровождения. Каждый коллектив-участник обязан был представить 5 произведений из духовной, народной, современной отечественной и зарубежной классики. Мы выбрали такие. «Свыше пророцы» Милия Балакирева – это похвала Богородице, «Зорю бьют» ныне здравствующего Мурада Кажлаева на стихи Александра Пушкина, «Три ключа» Виталия Ходоша – также нашего современника, «Грёзы любви» Ференца Листа и необычную обработку русской народной песни «Утушка». За «Грёзы» мы снискали бурные аплодисменты на гала-концерте, а после «Утушки» нам «бис» стали кричать.
***- Скажите честно, волновались перед выходом на сцену?
***- Еще как! Во-первых, в конкурсе участвовало 26 лучших хоров, ансамблей - победителей в своих регионах, в том числе из Екатеринбурга, Томска, Ставрополя, Челябинска, Курска, Липецка, Санкт-Петербурга и т.д. Мы понимали, насколько внимательно они будут следить за нашим выступлением. И, конечно, хотелось показать себя в наилучшей форме перед высокопрофессиональным жюри.
***- А кто в него входил?
***- Признанные российские мастера хорового искусства, а возглавлял - профессор Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер Академического русского хора имени А.В.Свешникова, народный артист России Борис Тевлин.

***Пока вышедшие из автобуса участницы «Канцоны» тепло общаются с теми, кто их встретил у входа в родное училище роскошными букетами цветов, успеваю немного поговорить с администратором коллектива Ириной Фияловой и концертмейстером Валерией Храмовой.
***- Несмотря на насыщенную конкурсную программу, - рассказала Ирина Викторовна, - мы смогли совершить увлекательные экскурсии, воочию увидеть достопримечательности Северной Пальмиры, в том числе, Эрмитаж, Царское Село, Большой Екатерининский и Зимний дворцы, Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость, Мариинский театр. От имени коллектива я хочу поблагодарить директора нашего училища Наталью Туаеву, управление культуры города и лично главу Новороссийска Владимира Синяговского за поддержку. Коллектив большой, дорогая дальняя, проживание недешевое, и без помощи мэра мы не смогли бы принять участие и стать лауреатами этого престижного музыкального конкурса.
***- Уровень практически всех выступавших был очень высоким, мы с удовольствием и профессиональным вниманием слушали другие коллективы, - добавила Валерия Михайловна. – Так что участие в конкурсе - это серьезный стимул для профессионального роста студентов. К тому же, в рамках конкурса проводился семинар по проблемам современного хорового исполнительства, мастер-классы ведущих хоровых дирижеров России.

***- Думаю, что мы не могли не победить, - улыбается Наталья Туаева.- Ведь и наше музыкальное училище, и Санкт-Петербургская государственная филармонии, в большом зале которой проходил заключительный концерт, носят имя Дмитрия Шостаковича. Ну, а если совсем серьезно, то путь к успеху был непростой. Сначала надо было одержать победу в первом из двух туров – региональном, который состоялся в декабре прошлого года Краснодаре. Затем мы получили персональное приглашение в Санкт-Петербург. И надо подчеркнуть опыт Натальи Ниловой, которая руководит «Канцоной» на протяжении уже 13 лет.
***- Слышала, что не только успех, а просто участие в заключительном этапе этого конкурса - сродни «высшему пилотажу» в небе. А в фестивалях, конкурсах за рубежом «Канцоне» довелось показать себя, достойно представить наш Новороссийск?
***- Увы, за границей еще не выступали. Конечно, наши «чистые голоса» мечтают об этом.

***Напоследок краткая справка о значении слова «канцона». В средневековой поэзии трубадуров так называлось лирическое стихотворение о рыцарской любви. Затем, в эпоху Возрождения, название «перенеслось» на многоголосную светскую песню на тексты поэтических канцон, еще позже – на инструментальные музыкальные пьесы, сложившиеся из обработок вокальных канцон. В числе композиторов, авторов канцон, был И.С. Бах. С XVII в. развитие канцоны для инструментального ансамбля ведет к возникновению кончерто гроссе, канцона для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а канцона для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты. Спасибо тебе, Википедия.