Об антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов
Автор: Помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора К.А. БОРТНИКОВА 08.12.2012 22:06
***Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости, поэтому требуется принятие своевременных мер по ее искоренению.
***Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является важной мерой по профилактике коррупции в федеральных органах государственной власти Российской Федерации. Она основывается на принципах обязательности ее проведения, оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, обоснованности, объективности и проверяемости ее результатов, компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу. А также - на сотрудничестве федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Всё это следует из ст.2 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
***Анализ итогов проведения Министерством юстиции РФ антикоррупционных экспертиз, направленных на государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов в 2011 году, показал, что наиболее часто допускаемыми федеральными органами исполнительной власти при подготовке проектов нормативных правовых актов нарушениями являются:
- установление функций и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, не предусмотренных федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
- установление ограничений на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных организаций в отсутствие возможности введения таких ограничений в соответствии с действующим законодательством.
***В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 г. №373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" и изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ввиду принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", сейчас продолжается работа по разработке административных регламентов, являющихся нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, устанавливающими сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, его должностными лицами, с заявителями.
***При проведении этой трудоемкой работы особое внимание уделяется выявлению в соответствии с Методикой и исключению из проектов указанных правовых актов коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
***Анализ результатов осуществленных антикоррупционных экспертиз показал, что в проектах нормативных правовых актов наиболее часто допускаются такие коррупциогенные факторы, как юридико-лингвистическая неопределенность, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, широта дискреционных полномочий.
***В заключение отметим, что борьба с коррупцией будет успешной только при условии гармоничного сочетания международных и национальных правовых механизмов противодействия ей, создания и внедрения комплексных антикоррупционных механизмов, распространяющих свое действие на публичную и частную сферы общества, повышения уровня подготовки нормативных правовых актов и эффективности правоприменения, а также постоянного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества и научным сообществом в решении поставленных задач в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции.
< Предыдущая | Следующая > |
---|