О состоянии законности на территории муниципального образования г.Новороссийск в сфере охраны окружающей среды

Автор: Заместитель Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора И.В. МИГАЧЁВ 28.01.2013 23:25

Печать

Из отчета о работе Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры за 2012 год

***В 2012 году природоохранной прокуратурой проведена определенная работа по укреплению законности в сфере охраны окружающей среды.

***В результате трагических событий, связанных с обильным выпадением осадков в июле 2012 года уделено особое внимание вопросам соблюдения законодательства при реализации органами государственной власти и местного самоуправления полномочий в сфере соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также предотвращения негативного воздействия паводковых вод.
***На территории г.Новороссийска выявлено более десяти незаконно возведенных мостовых сооружений, которые препятствуют свободному водотоку, повышая угрозу разлива паводковых вод. Только после вмешательства природоохранной прокуратуры администрацией установлены собственники незаконно возведенных мостовых сооружений, им выданы соответствующие предписания, проведены работы по очистке русел рек.
***Должностными лицами администрации муниципального образования г.Новороссийск не принималось должных мер к восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проверкой выявлены факты отсутствия ряда медикаментов, иного имущества. Муниципальные контракты на создание резерва продовольствия и товаров первой необходимости заключены вопреки требованиям закона о закупках.
***В связи с выявленными нарушениями главе муниципального образования г.Новороссийск внесено соответствующее представление, которое рассмотрено и удовлетворено. 4 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, выявленные нарушения устранены.

***В результате обильного выпадения осадков в июле 2012 года причинен ущерб и экологии в размере более пяти с половиной миллионов рублей, выразившийся в загрязнении водного объекта (Черного моря) нефтепродуктами ОАО «Черномортраснефть». Указанная ситуация стала возможна по причине отсутствия на предприятии приспособлений для недопущения загрязнения окружающей среды вследствие перелива из открытых резервуаров нефтесодержащих отходов. Меры по модернизации соответствующих защитных сооружений приняты только после вмешательства природоохранной прокуратуры.
***По материалам проверки природоохранной прокуратуры отделом дознания УМВД России по г.Новороссийску 18.10.2012 г. возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.252 УК РФ, которое сейчас находится в стадии расследования (Справка портала Новодар. Ч.1 ст.252 УК РФ - Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды. Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев).

***Продолжена работа по обеспечению экологической безопасности Черного моря в части предотвращения попадания неочищенных сточных вод. По иску природоохранной прокуратуры администрация г.Новороссийска понуждена подключить 270 домов Восточного и Центрального округов к централизованной системе канализации.
***На территории г.Новороссийска не решенным остается вопрос надлежащей эксплуатации гидротехнических сооружений. По-прежнему имеются бесхозяйные ГТС (пруды в районе Южного рынка), в связи с чем администрация муниципального образования г.Новороссийск по иску природоохранного прокурора в судебном порядке понуждена к принятию мер по постановке их на учет.

***Проведенный анализ состояния законности в сфере пожарной безопасности в лесах показал, что существующая на сегодняшний день система тушения лесных пожаров имеет существенные недостатки, которые, прежде всего, выражаются в ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами органов, уполномоченных на тушение пожаров.
***В частности, проведенной проверкой установлено, что ГБУ КК «Лесопожарный центр» не обеспечено наличие на пожарно-химических станциях Новороссийского и Геленджикского лесничеств необходимых сил и средств для тушения лесных пожаров.
***Выявлено недостаточное количество пожарных и лесопожарных автоцистерн, тракторов и иной специальной техники и инвентаря, имеющееся оборудование изношено, при этом мер по приобретению противопожарного снаряжения и инвентаря, должностными лицами учреждения не принималось.
***Выделенные на указанные цели денежные средства своевременно не осваивались, в связи с чем большинство работ по обеспечению пожарной безопасности в лесах планировалось выполнить лишь на 20-60%.
***В результате принятых мер прокурорского реагирования обустройство противопожарных минерализованных полос, разрывов, закупка противопожарного оборудования и инвентаря произведены своевременно - до начала пожароопасного периода.

***При осуществлении надзора за соблюдением земельного и градостроительного законодательства в водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях установлены факты ненадлежащей реализации органами местного самоуправления г.Новороссийска полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля.
***В частности, не принималось мер по установлению и пресечению фактов самовольного занятия земельных участков, допускаемых нарушений разрешенного вида их использования.
***Проблемным остается вопрос постановки на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в границах г.Новороссийска. В настоящее время из 8 особо охраняемых природных территорий регионального значения на государственный кадастровый учет недвижимого имущества поставлена лишь одна - памятник природы «Суджукская лагуна».
***Кроме того, проверкой выявлены многочисленные места складирования отходов производства и потребления на территории памятника природы - Цемесской рощи, акватория озера Романтика на 90% заросла камышом, что может повлечь утрату его как особо охраняемой территории.
***Однако указанные нарушения остались вне поля зрения должностных лиц департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора края, мер по сохранению указанных памятников природы не принималось.

***Ненадлежащим образом ведется работа по аншлагированию особо охраняемых природных территорий регионального значения.
***Так, границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в г.Новороссийске, на местности не обозначены, информационные аншлаги не установлены (на границах озера Лиманчик обнаружены информационные таблички, установленные хозяйствующим субъектом - спортивно-оздоровительным лагерем «Лиманчик» ФГБУ ВПО «Южный федеральный университет»).
***В связи с выявленными нарушениями, руководителю департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора края внесено соответствующее представление, по результатам которого требования прокурора удовлетворены, приняты меры к устранению выявленных нарушений,  принят правовой акт, устанавливающий форму паспортов памятников природы и охранных обязательств.

***Некоторые положения действующих муниципальных правовых актов не соответствовали требованиям федерального законодательства.
***В частности, установлено, что постановлением администрации муниципального образования г.Новороссийск от 02.07.2012 г. №3820 утвержден Административный регламент исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Новороссийск муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Новороссийск.
***В нарушение п.6 ч.2 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в п. 5.7.6 регламента не содержится норма об указании в распоряжении о проведении проверки сроков мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
 
***Пункт 8.4 Регламента не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.04.2010 г. №66-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым в ч.5 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ исключены слова «относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства». В связи с этим в названном пункте Регламента указана лишь необходимость согласования с органом прокуратуры внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства.

***По тем же основаниям неправомерно включен в регламент п.7.1, предусматривающий возможность проведения внеплановых проверок в отношении лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, минуя механизм, предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
***Кроме того, глава 12 Регламента не содержит перечень сведений, подлежащих отражению в акте проверки  (ч.2 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
***В связи с изложенным на постановление администрации муниципального образования г.Новороссийск от 02.07.2012 г. №3820 был принесен протест.