Автор: Текст: Анна ЕДАЛИНА, фото: Татьяна САПРИКИНА 18.08.2016 04:25
ДЛЯ СПРАВКИ
Новороссийский Международный фестиваль карикатур (МФК) является правопреемником и партнёром фестиваля «СмехАнапа», который за свою десятилетнюю историю накопил десятки тысяч работ художников карикатуристов из более чем 50 стран мира. Именно из этого гигантского фонда и были отобраны работы для «новорожденного» фестиваля «УЛЫБКАМОРЯ». Выставка карикатур в Новороссийске привлекла внимание Российской академии художеств в лице академика Игоря Смирнова, который возглавил жюри фестиваля и тем самым задал высокий профессиональный уровень празднику.
На фото: Игорь Смирнов
На фото: у микрофона - Владимир Синяговский
***Надо сказать, что фестиваль «УЛЫБКАМОРЯ» в нашем городе нашел очень мощную поддержку и вызвал неподдельный интерес. На открытии свое одобрение этому начинанию высказал мэр города Владимир Ильич Синяговский, благодаря которому во многом осуществилось мероприятие:
***- Фестиваль состоялся в Новороссийске, надеюсь, что он здесь закрепится и задержится. Был у нас раньше журнал «Крокодил», в котором через карикатуру, через высмеивание высвечивался весь негатив. Думаю нынешний фестиваль также заставит многих посмотреть на себя критически со стороны.
***Организаторов мероприятия поздравили также начальник Управления культуры Вячеслав Матвейчук, главный редактор электронной газеты «Новороссийские известия» Владимир Даркин, директор планетария им. Ю.А.Гагарина Татьяна Малахова, директор фестиваля «СмехАнапа» Александр Прохоров и другие.
На фото: Вячеслав Матвейчук
На фото: Александр Прохоров
***Но это лишь фабула и внешняя «фактография» прошедшего мероприятия. На самом деле, идейное содержание фестиваля предполагало реакцию гораздо более глубокую, чем просто «посмеяться», а поставленные здесь вопросы были важны и актуальны, как никогда. Ведь карикатура – жанр, прежде всего, сатирический. А это значит - обличающий и высмеивающий низкие поступки и побуждения, отталкивающие проявления социальных конфликтов. Значит - использующий смех как средство коллективной критики. Значит - утверждающий ценности и идеалы методом «от противного», гиперболизируя до безобразного все то, что в повседневной реальности часто навязывается в качестве «нормы».
***– Меня карикатура интересует как жанр журналистики. Есть иная точка зрения, например, у Александра Прохорова, директора фестиваля «СмехАнапа», который смотрит на карикатуру как на средство развлечения населения. Мне это совершенно не интересно, хотя я, конечно, не могу отрицать эту функцию карикатуры.
На фото: Валерий Волков и заместитель главы администрации Новороссийска по соцвопросам Наталья Майорова
***Для меня карикатура – это, прежде всего, сатирический жанр, а не юмористический. Смех, в моем понимании, – это очень серьезно. А любая сатира выполняет обличительную функцию, она всегда утверждает какие-то ценности, осуждая пороки. И главная ценность карикатуры – она делает это без слов. Карикатура понятна всем смотрящим, если, конечно, их уровень развития позволяет «увидеть» обличаемое. Но таких чисто сатирических работ, к сожалению, довольно мало. Большинство карикатур – это преувеличенные, гиперболизированные образы, цель которых – обозначить имеющуюся проблему. А есть еще портретные, «подглядывающие» карикатуры... В общем, карикатура – это целый мир.
***Именно поэтому мы, Новороссийское отделение Союза журналистов России, и организовали этот фестиваль, чтобы с помощью сатирической карикатуры вскрывать и показывать правду жизни. Хотя неизвестно, поняли ли это люди, посетившие фестиваль. Все мы очень испорчены и избалованы. В этом смысле поддержку Владимира Синяговского как главы города, в общем-то. сложно переоценить. Кто из предпринимателей заплатил бы за это? Никто. Предприниматели платят за обман, за рекламу своей продукции. Но не за правду и критику. Потому что они никому не нужны. По крайней мере, такова последняя тенденция.
***По этой же причине карикатура как сатирический жанр сейчас вообще практически не используется в журналистике. Она будет активно применяться лишь тогда, когда журналистика перестанет быть комплиментарной и слезет с коммерческих рельсов. Сдвинется в сторону проблем населения, страны, а не в сторону купли-продажи, потребления и пиара. Пока журналистика «обслуживает» общество потребления, востребованы только те карикатуры, которые вписываются в развлекательный дискурс. За них пока что платят, они, вроде, забавляют. А социальный, обличительный вариант карикатуры, который показывает какие-то нравственные начала, «не идет». Почему? Ответ очевиден.
На фото: Валерий Волков дает интервью местному телевидению
* Имеется в виду сатирический журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1862-1863 году.
< Предыдущая | Следующая > |
---|