ДОКЛАД педагога дополнительного образования Антона Владимировича Поповича "Профориентационный и практикоориентированный подход в экологическом воспитании учащихся во Дворце творчества"

Автор: Антон Попович 02.01.2016 02:32

Печать

Доклад руководителя комиссии охраны и изучения природных экосистем Новороссийского местного отделения Русского Географического Общества, специалиста по редким видам и особо охраняемым природным территориям, педагога дополнительного образования Антона Поповича.

Антон Попович, фото Марины Даркиной, 17.12.2015 г.

Пояснения по поводу Доклада ЗДЕСЬ.

А ЗДЕСЬ вы можете скачать графическую презентацию доклада, то есть картинки.

***Сегодня как никогда перед российским обществом стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Заботливое отношение детей к природе – это залог построения будущего общества, когда человек с определенными экологическими знаниями и поведением будет играть важную роль в укреплении самого общества, да и суверенитета страны в целом. Наука "экология" подразумевает объем знаний, которые нам необходимы для правильного поведения в нашем общем "зеленом доме". Каждый гражданин должен обладать такими знаниями для сохранения и улучшения качества своей жизни и жизни окружающих. Из этого вытекает основной принцип экологического воспитания и образования детей и молодежи – это заботливое отношение к своей Родине! Тем самым экологическое направление в образовательной деятельности является очень близким к патриотическому воспитанию, между ними можно поставить знак равенства.

***На протяжении многих лет в городе-герое Новороссийске функции экологического воспитания выполнял эколого-биологический центр, ранее станция юных натуралистов, которая была организована в Новороссийске в 1957 году и просуществовала вплоть до 2006 года. Затем она была включена в структуру Дворца творчества. Сегодня это направление курирует отдел профессиональной ориентации, называется оно естественнонаучным. По этому направлению работают три педагога дополнительного образования: Ольга Владимировна Баланюк (педагогический стаж - 10 лет), Евгения Николаевна Ткач (педагогический стаж - 35 лет), Антон Владимирович Попович (педагогический стаж - 2 года). Работа коллектива разнонаправлена и охватывает значительную группу учащихся (более 250 детей) из 17 образовательных учреждений города. Главные принципы естественнонаучного направления профориентационного отдела:

1. Непрерывность экологического образования и воспитания, которое охватывает практически все возрастные группы детей (от старшей группы детского сада до поступления в вуз).
2. Профессиональная ориентация учащихся. Выбор большинства выпускников ориентирован на медицинские специальности, специальности в области охраны природы, биологические и химические специальности,  инженерной экологии, педагогике.
3. Взаимодействие с родителями и их непосредственное участие в учебном процессе (как на познавательном, так и на экспериментально-исследовательском этапе).
4. Патриотическое воспитание (проводя аналогии "защита природы"– "защита страны" и т.д.).
5. Непосредственный контакт детей (и родителей) с природой.

***Привлечение учащихся происходит за счет разнообразных форм обучения:

1. Групповые занятия по многолетним программам (4-5 лет) в классах с биологическим уклоном. Дополнительные знания биологии и экологии, помогающие заинтересованным детям в дальнейшем в поступлении в вузы в естественнонаучном направлении (в том числе эколого-биологическом). Большая часть выпускников поступают в профильные вузы: СПбГПМУ, Военно-медицинскую академию им.С.М.Кирова (Санкт-Петербург), Российский государственный аграрный университет им.К.А.Тимирязева (Москва), Московский государственный областной университет, Медицинский институт Балтийского федерального университета им.И.Канта (Калининград), Московский технологический университет, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), КубГАУ, КубГу, Кубанскую государственную медицинскую академию и др.
2. Написание исследовательских работ. Такие занятия помогают ребенку всесторонне развиваться: получать дополнительные знания по изучаемой проблематике, приобретать опыт в проведении различных экспериментов, опытов и полевых исследований, уметь логично выстраивать и выражать полученные знания и результаты работы, уметь выступать на конференциях, семинарах различного уровня (от муниципального до международного). За последние 5 лет наши воспитанники стали призерами и победителями на городских конференциях - 81 раз, на зональном уровне – 4, на краевом – 23, на всероссийском – 17, международном – 10.
3. Групповые занятия по краткосрочным программам (элективные курсы) на базе Ресурсного центра, они необходимы для детей, еще не определившихся с будущей профессией, это первый этап профориентационной работы.
4. Клуб выходного дня для детей и родителей (новое направление). В рамках работы клуба дети и родители общаются на природе и одновременно получают экологические и биологические знания. Руководством Дворца творчества утверждены маршруты, по которым проводятся занятия в природных условиях, т.е. заложена основа для создания полноценных экологических троп, которые будут способствовать увеличению эффективности экологического просвещения, увеличению интереса учащихся к изучению природы родного города и края.
5. Экологические акции, семинары и конференции, необходимые для укрепления знаний, получения опыта и общения с другими участниками экологического и школьного сообщества. "Месячник посвященный Международному Дню Черного моря", экологические акции по очистке родников позволяют детям непосредственно поучаствовать в сохранении природы. Городская конференция ГАЮИП, организуемая Дворцом творчества, собирает учеников из различных школ города, где они могут защитить свои исследовательские работы по направлениям: общая экология, экология растений, экология животных, экология человека, химия. Каждый год защищается не менее 50 работ.
6. В каникулярный период также проводится работа с детьми: летние полевые практи-ки на стационарных исследовательских площадках, маршрутные исследования. В этот период учащиеся закрепляют знания по пройденным в учебный период темам, также они набирают материал, который является основой для исследовательской деятельности.

***На протяжении ряда лет учащиеся и педагоги участвуют в различных экологических мероприятиях, организуемых ВДЦ "Орленок", как на краевом, так и на международном уровнях.

***Также ведется работа и с общественными организациями, природоохранными учреждениями. В 2015 году подписано соглашение о сотрудничестве с Новороссийским отделением Русского Географического Общества. В начале 2016 года планируется подписать соглашение о сотрудничестве с Государственным природным заповедником "Утриш".

***Педагогами отдела профориентации Дворца творчества ведется экологическое воспитание и просвещение детей и молодежи. Все вышеперечисленные формы обучения являются эффективными. Изучение природы всегда будет актуальным направлением, тем более в условиях Новороссийска. Перспективы не безоблачны, существует ряд причин, которые в дальнейшем могут снизить эффективность экологического воспитания и просвещения. Можно выделить три основных.

***Первая причина - отсутствие молодых квалифицированных кадров. Это ограничивает, в перспективе, расширение и увеличение эффективности в образовательной деятельности, связанной с биологическими дисциплинами и экологией.

***Вторая причина - отсутствие современного оборудования для проведения исследовательских работ (полевые химические лаборатории, микроскопы, бинокли и т.д.).

***Третья причина - отсутствие закрепленных территорий под исследовательскую и просветительскую деятельность. Существует необходимость утверждения на законодательном уровне территорий под цели экологического просвещения. К таким территориям можно отнести стационарные площадки и экологические тропы, на которых будут проводиться многолетние исследования. Такие территории играют важную роль в образовательном процессе, когда ребенок может непосредственно изучать живой объект в природе. При устранении этих причин можно говорить о положительной перспективе развития экологического воспитания и просвещения в городе-герое Новороссийске.