Перечеркнутая жизнь. Конфликт, который разгорелся в 18 школе г. Новороссийска, вполне может стать увлекательной многосерийной историей любого телешоу.

Автор: текст: Людмила Шалагина фото : Марина ДАРКИНА кроме отмеченного * 26.11.2020 10:05

Печать

***84-летнего учителя математики Анну Ивановну Лазареву, отдавшей педагогической работе более 60 лет жизни увольняют по статье 336 трудового кодекса РФ «за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося».

      Война и мир

***Анна Ивановна, сухонькая, энергичная женщина вызывает искреннее восхищение. Ей и 60 лет с натяжкой дашь, а здесь уже девятый десяток! Она прекрасно слышит, видит, живо на все реагирует и готова работать еще не один год. Стол, за которым мы сидим, постепенно заполняется папками с грамотами, благодарственными письмами, медалям, признаниями в любви учеников. Среди наград значок «отличник образования». За длинную педагогическую жизнь в этих папках много хороших слов и дел накопилось.


***- Это не все, - объясняет она. – Еще две таких папки в школьном музее. Я только в 18 школе 41 год проработала, а до этого жизнь по всей стране покидала. Родилась я здесь, в Новороссийске. Жили мы по ул. Буденного, ныне Красноармейской. Мне было 5 лет, а брату 4 годика, когда война началась. Отец на фронт ушел, а мама эвакуироваться не успела. Когда фашисты в город вошли, начались обстрелы. В доме оставаться было небезопасно, особенно когда самолеты город бомбили. Жили в землянке, которую вырыли наши соседи. В 1943 и детей и женщин угнали на Украину. Крым, Херсон, Николаев, потом Одесса. Спали где придется, на голом полу. По ночам бегали голодные крысы. Чтобы нас уберечь, взрослые всю ночь дежурили, крыс гоняли. Когда к Одессе подошла советская армия, немцы приказали двери держать открытыми, а окна занавесить. Карательный отряд врывался в дома и всех расстреливал. Видно до нас очередь не дошла. Как-то ночью Бабушка всех разбудила - наши пришли!


Награды Анны Ивановны Лазаревой

***Домой возвращались вместе с пленными немцами. Они помогали женщинам, несли детей на руках. Мы с братом рано повзрослели. Я в свои 6-7 лет многое видела, до сих пор немало помню. В Новороссийск вернулись осенью 1943 года. В нашем доме разместилась какая-то контора, а нам выделили самую маленькую комнатку. Мы, дети, заболели малярией. Бабушка каждый день ходила на рынок с кружкой, просила у крестьян молока для больных детей. Очень помогли соседи. Забрали нас к себе. Все жили бедно, голодно, но друг другу помогали. Кусок хлеба делили с незнакомым человеком. Один за всех, и все за одного, поэтому и выжили.

***Двоюродный брат отца забрал нас в Армавир. Мы выздоровели, дожили до победы, отец с фронта пришел. В Новороссийске нам дом вернули. Мирная жизнь налаживалась. Только мама не смогла пережить войну, голод, вечный страх за нашу жизнь ее подкосили. В 30 лет мамы не стало. После школы я поступила в педагогический институт. Вышла замуж, преподавала в вечерней школе №6, была директором пионерского лагеря в Кабардинке и даже на севере, за полярным кругом учила детей математике. В Новороссийск мы вернулись в феврале 1978 года. Я начала преподавать математику в 10 школе, а потом в 18. В этой же школе учились мои дети, потом внуки. 20 лет возглавляла школьный профком. Выучила тысячи учеников… Многие стали прекрасными людьми. Учила их детей, внуков. Было время, когда я преподавала в школе, в которой основным компонентом была нравственность. Не обязательно было учиться отлично. Важнее было вырасти человеком, перевести старушку через дорогу, уважать труд человека, строить завтрашний день. 



Постепенно школа стала другой. Поменялись ценности. Сегодня главное иметь дорогой телефон и наглость. Да разве мог в Советское время ученик спать на уроках, гулять по классу, игнорировать слова учителя? В прошлом году я выпустила три 9 класса. Все написал и математику прекрасно. В этом году в конце первой четверти возникла проблема. Я могла выставить 10 двоек в 9 классе. 10! По результатам четверти выставила четыре неуда. Мы ведь сейчас не по знаниям отметки выставляем, а по средним баллам. Если у тебя за четверть 2,5 балла – это 2. Если 2,6 – уже три. А ведь раньше было несколько критериев отметки. Мы каждую контрольную тщательно проверяли. Следили, как ученик думает. Если допустил арифметическую ошибку, но мыслил верно, это четверка. Сегодня же важен только конечный результат. Понимаешь ты или нет, никого не интересует. Ответ неверный – 0 баллов. Я классного руководителя в известность поставила, что в классе проблемы. Просила принять меры, а в результате появилось заявление родителей, которые стали требовать заменить меня, как основную причину их незнания.

         В виде крика, сарказма, насмешек, высмеивания…

***Дальше – больше. По протоколу собрания была собрана конфликтная комиссия. Анна Ивановна получила копию решения: «По результатам рассмотрения комиссия установила нарушение профессиональной этики со стороны Лазаревой А.И., а также оказание систематического психического насилия над обучающимися 9 «б» класса, выражающегося в систематической необоснованной, некорректной критике детей, их родителей, коллег, в том числе в присутствие обучающихся, выводящей детей из душевного равновесия, в демонстративном негативном отношении со стороны Лазаревой А.И. к обучающимся, а также в виде крика, сарказма, насмешек, высмеивания, необъективное выставление (занижение) четвертных отметок». И вот такой текст появляется в учебном заведении, руководит которым преподаватель русского языка! Интересно, какую бы она поставила отметку сочинителям данного текста? Вердикт комиссии – прекращение трудового договора по пункту 2 статьи 336 ТК РФ. Попросту, увольнение по статье!

***Звоню директору школы Алене Ивановне Щербине. Что за конфликт возник в стенах ее школы? Алена Ивановна отвечает осторожно, тщательно взвешивая каждое слово.

- Мы Анну Ивановну пригласили на родительское собрание, она не пришла, ушла на больничный. Предлагали ей уйти из 9 класса, пусть ведет только пятые, не согласилась. А мне что делать? Родители жалобы пишут, требуют ее замены. Некоторые из учащихся готовы даже в другую школу перевестись, лишь бы уйти из ее класса. Она конфликтный человек, детей обижает. Ученику, у которого 2,77 бала ставит в четверти двойку. Необъективный подход. Когда ей на это указали, заявила, что могла и ошибиться. Но как это может быть? Перед ней ведь ребенок. Наша задача – создать для детей в школе комфортные условия. Родители неоднократно высказывали обеспокоенность по поводу эмоционального состояния детей после уроков Анны Ивановны. Однако все просьбы в адрес учителя использовать индивидуально-личностный подход, создать благоприятную атмосферу для ребёнка на уроке, остались неуслышанными. Мы работаем не только с доской и мелом, но и с душой ребёнка!

- А есть какая-то доказательная база? Есть видео? Дети ведь сегодня все на камеру снимают.

- Наверное, есть, но не буду же я, директор школы, искать подобные видео. Да все знают, что она обидеть всякого может.

- Анна Ивановна как преподаватель не справляется со своей работой?




Подпись на фото : Янис Янбергс, Катя Гогуа, Даша Шустова в гостях у Анны Ивановны  

***- Нет, этого сказать я не могу. Но надо идти в ногу со временем. Электронный журнал Лазарева не ведет. Когда дети ушли на удаленку, с ними другие педагоги занимались. Мы приходили к ней вместе с начальником управления образования Еленой Середой, уговаривали уйти на пенсию. Предлагали торжественно отметить все ее заслуги – отказалась. Предложили уйти на больничный, на время сложной эпидемиологической обстановки, не хочет. Но ведь есть правила. Положено носить маску, соблюдать карантинные меры, а она ни в какую. Ее, мол, коронавирус не возьмет.


            Некомфортный человек


***Можно было бы поговорить с родителями учеников, с учениками, но зачем? Их отношение к преподавателю высказано в заявлении. Встречалась я и с бывшими выпускниками. Отзывы неоднозначные. За словом в карман не лезет, требовательна, бескомпромиссна, но знания дает. Сергей, один из ее бывших учеников-троечников заметил:


От благодарных учеников.

***- Я уже 30 лет как школу закончил. Учился так себе. Анну Ивановну больше других боялся. Но спасибо ей. Сегодня ее тройка десятки стоит. У нее учиться надо, гордиться, что в городе есть учитель, который в таком возрасте продолжает преподавать. Класс математики ее именем назвать. Она ведь трудовой подвиг совершила! Я вижу, как моих детей учат, и в ужас прихожу. Задают много, объясняют плохо. На ОГЭ как собак натаскивают, и не важно, понимаешь ты или нет. Главное, чтобы все правильно оформлено было. И то, что на нее телегу накатали – понятно. Некомфортный она человек для сегодняшнего времени. Не из того теста слеплена. И руководству выскажет в глаза все, что думает. Но меня другое в ужас приводит: как вся эта свора родителей, учителей во главе с директором, посмели человека в 84 года вот так, запросто по статье вышвырнуть? Ведь это как раз то, что в народе называется «Бога не бояться». И что из этих учеников вырастет? Мерзкое сегодня время. И правильно она делает, что всей этой гнилой системе сопротивляется. Молодец! Она сильная, и в своем возрасте справится. Надо будет, мы в ее защиту тысячи подписей соберем.



***И соберут. Настроены выпускники очень серьезно. Среди них есть люди, которые многого в жизни добились. В том числе и благодаря ей. Но в нашем шоу еще одна непонятная деталь:

***- Уже после моего увольнения по статье ко мне домой приходила Елена Середа, начальник управления образования и Алена Щербина, наш директор, - рассказывает Анна Ивановна. – Они предлагали меня с почетом на пенсию выпроводить. Потом уговаривали на больничный уйти. А в трудовой уже есть запись, что меня по статье уволили. Это как?

  Видно на сопротивление не рассчитывали. Около 60 лет учительница проработала в школе, а на девятом десятке подвели итог ее трудовой жизни. Что она испытывает? Обиду, горечь, боль, разочарование? Даже представить себя на ее месте страшно. А еще страшнее то, что в руководстве образовательного процесса города находятся люди, которые даже не понимают, что по отношению к человеку, всю свою жизнь служившему школе, совершили жестокое нравственное преступление.






          P/S

**Формальным поводом для увольнения послужило решение конфликтной комиссии, основанное на голословных обвинениях родителей. Вопрос о том, когда якобы совершены противоправные действия, вообще не выяснен. При наличии в классе видеокамеры нет ни одного фактического доказательства правонарушения со стороны Лазаревой. А вот со стороны школы в адрес учителя нарушений множество. Если Лазарева подаст в суд, то он однозначно будет на ее стороне. Но не будем дальше вдаваться в юридические казусы. Пусть это произойдет в суде. Если же к решению данного конфликта привлечь независимых преподавателей математики, которые дадут объективную оценку знаниям учеников, которым Лазарева выставила двойки, то вряд ли их оценки будут выше. А если привлечь психологов, то могут появиться выводы, что этим детям следует учиться в специальном коррекционном образовательном учреждении.

***Кстати, могут появиться и выводы, что педагога не только незаконно уволили, а еще оболгали, принуждали уволиться, и именно ее физическому и психическому здоровью нанесли серьезный вред. А это уже совсем другая статья.