ПЛАТИ ИЛИ ПРОВАЛИВАЙ! С такой грубой альтернативой мы в сегодняшней капиталистической России сталкиваемся часто. В Геленджике нескольким пенсионерам удалось дать отпор руководству пансионата с лечением, преградившему им свободный путь на берег моря...

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ПЛАТИ ИЛИ ПРОВАЛИВАЙ!

С такой грубой альтернативой мы в сегодняшней капиталистической России сталкиваемся часто. Порой при этом нам демонстрируется крутизна и нарушается законодательство. В Геленджике нескольким пенсионерам удалось дать отпор руководству пансионата с лечением, преградившему им свободный путь на берег моря. Речь о здравнице отнюдь не рядовой!

1-е. Пожалуйста, без рук!

***Иванов (фамилия изменена) любят купаться в Черном море. Это ему и для здоровья показано. Соленая водичка – вот она, рядом. Он и в центре Геленджика обосновался с расчетом на то, что будет почаще плавать – врачи настоятельно рекомендовали.

***- Мы, как и многие наши соседи, - рассказывает глава семейства, - чаще всего ходили купаться на пляж «Приморья», который теперь называется пансионатом с лечением, или, как новые хозяева его рекламируют, – Spa Hotel & Wellness. Живем совсем рядом, так что удобней места не найти. Но в один не самый прекрасный день на этом пляже в центре города появился пост охраны на входе. Нам прямо предложили платить за то, что до этого было для нас бесплатным. Наши возражения о том, что мы не нуждаемся в их лежаках-зонтиках и прочих пляжных благах, а хотим лишь морских ванн, работники и слушать не хотели, ссылаясь на приказ гендиректора Елены Руссу. С такими «аргументами» как забор и дюжие охранники мы не согласились. Потому что благодаря Интернету изучили соответствующие законы. Сейчас открою тетрадь, процитирую: «Каждый гражданин России вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств». И еще, про море: «Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд».

***- Наверное, вы пошли к руководству?

***- Именно. Правда, попал к старшему юрисконсульту Малкиной. Написал соответствующее заявление. Наивный, думал, что этого будет достаточно. Мне пришел ответ за подписью «генеральши» Руссу, где она признается в «ограничении доступа неограниченного круга лиц» на территорию пляжа пансионата. Мол, пляж у них лечебный, так что «дозволено не пущать».

***- В XIX веке писатель Глеб Успенский, живописуя обязанности постового полицейского при будке, употребил выражение «тащить и не пущать», ставшее потом символом произвола и самоуправства…

***- Так это как раз наш с родственницей случай! «Тащить» было чуть позже. 24 августа нам преградили путь на пляж двое охранников. Потребовали заплатить 250 рублей за каждого, ссылаясь на всё то же директорское распоряжение. Мы его попросили показать. Не показали. Тогда мы взяли да и пошли к морю. Один из охранников схватил меня и начал таскать из стороны в сторону, толкать в грудь.

***- А вы чем ответили на такое?

- Просто поднял руки вверх и пытался предупредить о последствиях. Родственница им сказала, что приказ их гендиректора неправомерен и его не обязательно исполнять. Мол, вы же не станете нас расстреливать, даже если вам прикажут. Но в ответ услышали, что если будет приказ, то и расстреляют. Юмора в интонации мы не почувствовали.

***- Так и не попали на пляж в тот день?

***- Удалось пройти, но в покое нас не оставили. Пришла руководительница пляжного комплекса и стала на весь пляж кричать что-то типа «уходите по-хорошему». Отдыхающих на пляже было человек 70, и люди поддержали нас, а не пляжных боссов. По случаю, среди курортников оказалась теща одного из федеральных министров, но не того, чью семью молва связывает с владением «Приморьем». Теща обещала по возвращению в Москву пожаловаться родственнику на пляжное беззаконие.

***- А что, пансионатом нынче владеет другой российский министр или кто-то из членов его семьи?

***- А вы сами спросите в «Приморье» насчет министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Узнайте, кто он и его вторая половина для них? У нас в Геленджике все знают, что Приморье – пансионат нерядовой. Есть отдельное государство в большом государстве, а это чуть попроще – отдельный пансионат в курортном городе. Ну, вы поняли…

***- В суд на действия охранников подали, ведь, судя по вашему рассказу, пострадали и морально, и физически?

***- Да, но этот суд еще не вынес решения. Проволочки, переносы. Главное, что и другие жители Геленджика, особенно живущие по соседству, не подчинились фактическому запрету на бесплатные купания в этом привычном для нас месте. Мы отстаиваем свои права. В том числе, обратились в Азово-Черноморскую природоохранную межрайонную прокуратуру. И там подтвердили нашу правоту!

2-е. Юрисконсульт «Приморья» О.Малкина: «Мы вложили в пляж просто колоссальные деньги, чтобы его оборудовать»

***Конечно, мы не имели права не выслушать вторую сторону типичного современного российского конфликта. Перед поездкой в геленджикский пансионат думали вот о чем. В советское время боялись хотя бы гнева в горкоме КПСС и исключения из партии. Сейчас ссылаются на правовое государство и советуют обращаться в суд, даже если сами плюют на законы. Большие деньги плюс власть - формула почти всесильная. Впрочем, разве только в России? Хотя, согласитесь, хамство, бескультурье, криминал не имеют национальности, родины и напрямую не связаны с размерами кошелька и капитала. И уж не каждый охранник-security признается в том, что готов вас расстрелять, если будет приказ от начальника.

***В реальности всё оказалось прозаично. Нас встретила старший юрисконсульт О.Малкина и под диктофонную запись (что приравнивается к официальному ответу на запрос СМИ) высказала позицию руководства пансионата, почти повторяя то, что содержится в ответе гендиректора Е.Руссу соседу здравницы С.Иванову. Не удивительно, ведь в самом конце этого ответа есть приписка: «Исп. О.А. Малкина».

***Суть такова. Пляж является лечебным. Действующими санитарными правилами (СанПИН) установлено, что лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначен для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом. Согласно законодательству санаторию при использовании лечебного пляжа необходимо организовать ограждение и пропускной режим. С целью, в том числе, организации сохранности оборудования пляжа и обеспечения безопасности санаторно-курортных услуг для жизни, здоровья и имущества потребителей. Вот вкратце почему распоряжением генерального директора пансионата с 1 августа нынешнего года было введено ограничение доступа неограниченного круга лиц на территорию лечебного пляжа пансионата.

***Но это еще не все. Участок береговой линии находится у «Приморья» в аренде. То есть является территорией здравницы. А решением совместного заседания постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка - Совета безопасности при главе муниципального образования город-курорт Геленджик и антитеррористической комиссии от 24.04.2014 года ЗАО Пансионат с лечением «Приморье» рекомендуется организовать на территории санаторно-курортного комплекса контрольно-пропускной режим. Поэтому установка металлического забора, ограничивающего доступ к береговой полосе лечебного пляжа не является противоправным, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а свидетельствует о принятии мер по противодействию терроризму на территории пансионата. По словам нашей собеседницы, в Краснодарском крае имеется и судебная практика по аналогичным спорам, подтверждающая такие доводы. Правда, нам копии документов в подтверждение получить так и не удалось.

***Ну, а затем госпожа юрисконсульт отошла от официоза и попыталась представить любителя моря Иванова в качестве «профессионального жалобщика». Мол, он пишет жалобы всюду, куда только можно. И не только по поводу «Приморья». Это она, дескать, узнала в Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуре, куда Иванов тоже обратился. Человек он пенсионного или предпенсионного возраста, так что времени у него достаточно.

***- При входе на пляж стоит стойка администратора, где имеется кассовый аппарат, - объясняла правовед нам. - Мы вложили в этот пляж просто колоссальные деньги, чтобы его обустроить. Купили оборудование, специальный песок завезли. Это не как на центральном пляже. У нас там ежедневная уборка. Стираем в прачечной полотенца. Несем огромные затраты. А услуги стоят всего 150 рублей, если не ошибаюсь. Это, если не ошибаюсь, на день. Мы миллионы вкладываем и не можем бесплатно пускать. Тем более что есть судебная практика в нашу пользу и СанПиН. И, кстати, персонально для Иванова бесплатный проход разрешили.

***- А что же тогда случилось 24 августа? Почему возник конфликт с рукоприкладством?

***- Не знаю. Он завалил нас жалобами. А с конфликтами суд разберется.

***На пляж пансионата мы сходили вместе с юрисконсультом. По дороге поинтересовались историей здравницы и тем, кто сейчас тут владелец. Услышали короткий рассказ о дорогостоящей реконструкции. Мол, даже фонтан стал выглядеть совсем по-другому. Но вот насчет хозяев внятного ответа не получили. Москвичи - да, а кто именно, говорить она не имеет права.

***Тут мы и спросили про министра Мантурова. Юрисконсульт лишь подтвердила, что он у них отдыхает. Вот не так давно как раз приезжал…

3-е. Всё пройдет зимой холодной?

***Обо всем этом мы написали бы еще летом, в разгар сезона, если бы не суды. Один из них – по делу частного обвинения – еще не закончился. Второй совсем недавно прошел, но «Приморье» подало апелляционную жалобу. Мы были на этом суде, так что пишем о том, что услышали и что вынесено в судебное решение, пусть оно и не вступило в законную силу.

***Иск к ЗАО «Пансионат с лечением «Приморье» о понуждении к обеспечению свободного доступа граждан к береговой полосе общего пользования водного объекта подал отнюдь не гражданин Иванов, а Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор - в интересах неопределенного круга лиц. И, как оказалось, не все прокуратуры равны!

***Герой нашего времени Иванов обратился с заявлением также и в прокуратуру Геленджика. Однако там его обращение просто перенаправили в полицию, не обладающую надзорными полномочиями. Кстати, и в Новороссийске прокуратура не раз обращалась в суды, чтобы убрать заборы и дать народу бесплатный доступ к морю и берегу. Выходит, то ли геленджикский прокурор или его подчиненные по-другому трактуют законодательство, то ли просто решили не трогать крутой пансионат? Ну, еще, может, просто поленились?

***Юрисдикция Азово-Черноморской прокуратуры, в том числе, распространяется и на Геленджик. Так что, к счастью, есть у нас даже прокурорская альтернатива! Итак, иск и суд. Геленджикский городской. Слушания прошли довольно быстро, хотя внимательно выслушаны были и стороны, и все свидетели. Короче, ничего удивительного. За одним исключением. Юрисконсульт О.Малкина выступила с претензиями к представителю прокуратуры. Мол, плохо провели проверку заявления Иванова и зря подали иск. Это во-первых. Во-вторых, она стала доказывать, что вход на тот пляж, ну, совсем-совсем бесплатный. Так что доступ к морю и берегу не ограничен. Может, забыла о приказе гендиректора? Или просто обычное юридическое лукавство?

***Мы не будем утомлять вас, читатели, подробностями процесса. Сразу к выводам. Как полагает суд, оснований для отнесения береговой полосы общего пользования арендуемого пансионатом земельного участка к лечебному пляжу и как следствие самовольного ограничения пользования ею является незаконным. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Для них - пять метров. Это всем и каждому на заметку. Народное достояние!

***Кстати, и в договоре водопользования, заключенном между ЗАО «Пансионат с лечением «Приморье» и Кубанским бассейновым водным управлением для использования моря в рекреационных целях, есть пункт, где четко сказано следующее. На акционерное общество возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к водным объектам, находящимся в государственной собственности и являющимся общедоступными.

***И насчет стоимости юрист тоже ошиблась. Согласно прейскуранту цен от 19.07.2014 г. для тех, кто не заплатил за отдых в пансионате, услуги пляжа доступны лишь после приобретения в аренду шезлонга стоимостью 250 рублей в день. На стольник ошибочка вышла, что нас уже не удивило после всего услышанного на суде и ранее.

***В решении суда записано: «Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Пансионат с лечением «Приморье» о понуждении к обеспечению свободного доступа граждан к береговой полосе общего пользования водного объекта - удовлетворить. Запретить ЗАО «Пансионат с лечением «Приморье» ограничивать свободный доступ граждан к береговой полосе общего пользования[…].

***Вот она какова, судебная практика!

***Перед вынесением судебного решения несколько пенсионеров, ставших участниками процесса, попытались по душам поговорить с юрисконсультом. Она ведь доказывала, что вход на пляж бесплатный, а стоят денежек только услуги. Никто, заметьте, не ругался и даже голос не повышал, а просто попеняли ей, ведь они прекрасно знали, что без денег охранник тебя не пустит. Правовед без стеснения продолжала гнуть свою линию, пока не вернулся уважаемый суд. И раз вход бесплатный и ничего разгораживать не надо, то зачем было тогда подавать апелляцию?

4-е и последнее. Министр тут не при делах?

***Так кто же вложил колоссальные деньги, чтобы пансионат стал современным, а пляж платным? Понимаем, что не госпожа Малкина. Вопрос о том, кто является собственником пансионата с лечением, оказался самым сложным. В Интернете ответы есть, но мы не можем ручаться за достоверность сведений. Так что давайте просто зададим публично несколько вопросов господину министру промышленности и торговли РФ Денису Манторову и его супруге Наталье. Подчеркнем, что дело вовсе не в желании затронуть частную жизнь, а в общественных интересах. Тем более что, насколько понимаем, все активы, которыми владел Мантуров, при его переходе на госслужбу в соответствии с законом были переданы в доверительное управление.

1) Правда ли, что вы, Денис Валентинович, как сообщали «Ведомости», после бизнеса на экспорте запчастей для вертолетов, куда попали благодаря своему тестю, возглавили государственный «Оборонпром»? Правда ли, что в то время санаторий «Приморье» принадлежал именно «Оборонпрому»?
2) Что вы знаете о появившейся тогда же фирме ООО «Финансовые системы», гендиректор которой работал вместе с вами на Улан-Удэнском авиационном заводе также заместителем руководителя? Правда ли, что «Финансовые системы» не только получили доли в оборонных предприятиях, числились совладельцем нескольких оборонных заводов и объединений, но и имели отношение к фирмам, связанным с гостиничным и косметологическим бизнесом - вашим и супруги Натальи?

3) Правда, ли что в 2009-2010 гг. Федеральная антимонопольная служба дважды отказывала «Финансовым системам» в просьбе увеличить свои доли в предприятиях оборонки? И оба раза потому, что «не удалось установить достоверных сведений о действительных владельцах ООО «Финансовые системы»? Правда ли, что единственным ее владельцем является кипрский офшор Monticello Holdings Limited?
4) Правда ли, что «дочка» «Финансовых систем» — ООО «Гостиничные технологии» управляет 4-звездочным отелем в Геленджике — SPA Hotel & Wellness «Приморье», открытым в 2010 году?
5) Правда ли, что разрекламированный на сайте «Приморья» гриль-ресторан «Трофей» раньше относился к геленджикской фирме «Приморье-маэстро», которая сейчас не действует, а в свое время ее 85% были у вас, Денис Валентинович, а остальные 15% — у «Приморья» или профсоюза «Оборонпрома»?

6) Правда ли, что по адресу пансионата «Приморье» значится и фирма «Приморье косметология», принадлежащая вам, Наталья Евгеньевна? Вы ведь специалист по пластической хирургии, владеете клиникой пластической хирургии «Ланцет», которая появилась в конце 1990-х на базе больницы № 1 управделами президента?
7) Правда ли, Наталья Евгеньевна, что и геленджикское ООО «Приморье-пляж» (прокат инвентаря и оборудования для досуга и отдыха) на 100% принадлежит вам? Эта фирма действует на том пляже, о котором идет речь в этой публикации?
8) И, наконец, правда ли, что часть активов, связанных с бывшим черноморским санаторием «Оборонпрома» - «Приморье», перешли сейчас к вам, Наталья Евгеньевна, и загадочной компании «Финансовые системы»?

***Если вы, уважаемые читатели, считаете, что не важно, кто является владельцем пансионата, потому что закон един для всех, мы вас поздравляем. Блажен, кто верует! Но еще больше мы поздравляем геленджикских пенсионеров, которым удалось добиться бесплатного прохода на пляж по соседству. Впрочем, это еще не окончательно…

В любом случае – их пример – нам всем наука. Вспомните об этой истории, когда перед въездом в курортный поселок увидите шлагбаум с накачанными дядьками при нем. Или когда вам настойчиво предложат заплатить в поликлинике или больнице за анализы, чтобы не ждать бесплатной очереди месяцами. Или когда в школе вашему сыну вдруг понадобятся «крайне необходимые» дополнительные занятия за отдельную плату, чтобы справляться с учебой, с которой он и так неплохо справляется. Продолжать можно очень долго. Задумайтесь, не спешите платить.  А уж тем более – не спешите проваливать!