Легитимисты*, Ленин дал приказ! Трагедии затопления эскадры Черноморского флота в Цемесской бухте сегодня исполнилось 95 лет. Фоторепортаж о посвященном этому событии мероприятии на фоне Госпожи Истории

Автор: Текст: Марина ЭКСТЕР (с использованием исторических материалов в Интернете), фото: Марина ЭКСТЕР 18.06.2013 22:41

Печать

***История затопления кораблей и судов Черноморского флота в Цемесской бухте 18 июня 1918 года - одна из трагических страниц российского флота, к которой в Новороссийске возвращались, возвращаются и будут возвращаться. Администрация Восточного района города-героя, один из организаторов памятного мероприятия, постаралась провести его на уровне, достойном 95-летия.

***Фотографий я сделала много, вы сейчас увидите лишь некоторые из них. Для разнообразия добавила виды на Новороссийск и бухту, сделанные там, на 12 километре Сухумского шоссе. Пожалуй, длинных комментариев к снимкам не требуется. Были ветераны, активисты "Молодой Гвардии", представители властных структур, работники музея-заповедника, курсанты новороссийского филиала Краснодарского университета МВД РФ, журналисты и др. Выступали, в том числе, глава Восточного района Александр Служалый, руководитель музея Лариса Колбасина. Затем к памятнику были возложены цветы.

***На мой взгляд, подробнее стоит рассказать о том, почему был затоплен флот. Да, все это хорошо известно, но ведь наши взгляды на исторические события меняются. К примеру, версия 1973 года и версия-2013 будут заметно отличаться! Я вот недавно посмотрела 86-серийный документальный сериал "История России. ХХ век" и поняла, что Госпожа История у нас действительно дама с непредсказуемым прошлым. Посмотрите обязательно, найти в сети нетрудно!

***По Брестскому договору 1918 года, продавливаемому Лениным и подписанному советским правительством (даже Троцкий шёл против Ильича, выступавшего за мир любой ценой), Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство) (подробнее об условиях Брестского мирного договора - справка в конце фоторепортажа). В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. 1 мая 1918 года 18 боевых кораблей под командованием перешедшего на службу к большевикам контр-адмирала Михаила Саблина оказались в Новороссийске: два линейных корабля («Свободная Россия» и «Воля»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик» и шесть миноносцев.

***Ситуация была тяжелой. 18 июня прибывший флот вышел из новороссийского порта на рейд в Цемесскую бухту. Исполнить приказ о затоплении было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В.А. Кукеля (в районе 40-й школы сейчас есть улица с его именем). Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И. Тихменев распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей не выполнил, отдав приказ о выходе эскадры  в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Получив этот приказ, командир «Керчи» и революционно настроенный экипаж решили его не исполнять - лучше умереть, чем сдать миноносец германцам в Севастополе или Новороссийске. Однако, подчеркнем, переданное адмиралу Саблину секретное предписание Ленина и Троцкого требовало совсем другого: «К 19 июня утопить весь флот на Новороссийском рейде». Контр-адмирал Саблин согласился с этим решением, но отказался лично его исполнить, ссылаясь на 30-летнюю службу во флоте, расстроенное здоровье и на свой скорый отъезд в Москву для доклада. 4 июня по согласованию с Совнаркомом он выехал в Москву.

***Имеется и резолюция В.И. Ленина о необходимости затопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске в 1918 году: "Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)". В ленинском приказе это же говорится подробнее: "Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Лeнин". Так что спорить об инициаторе потопления незачем. Другой вопрос - о совпадении истинных ленинских мотивов с теми, что зафиксированы в документах.

***В Новороссийске происходила ожесточенная борьба. Команды судов были деморализованы, многие бежали, никакого выхода из тупика не было видно. "Самоубийство" флота осуществить было невыносимо тяжело, идти в Севастополь - унизительно. Однако, согласитесь, всё это, в первую очередь, было одним из последствий воистину унизительного Брестского мира!

***Утром 17 июня 1918 года на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

***В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый», «Стремительный». На них были вывешены сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей выработали план потопления, к реализации которого приступили с утра 18 июня. Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку кораблей на рейд, на эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15.45 началось затопление кораблей в Цемесской бухте. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду. Затопивший корабли эсминец «Керчь» ушёл к Туапсе, где и затопился сам на рассвете 19 июня на подходе к Кадошскому маяку.

***Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой корабль. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду.

***Как сложилась судьба не успевшего стать вице-адмиралом Михаила Саблина? Тоже трагически. В сентябре-октябре с помощью моряков ему удалось бежать в Великобританию. После затопления в биографии адмирала наступили самые темные и, должно быть, тяжелые месяцы, завершившиеся нелегальным переходом границы РСФСР. Бегство, безусловно, спасло жизнь Михаилу Павловичу, не сломавшемуся и не опустившему рук после всех мытарств, перенесенных на советской службе. Михаил Павлович Саблин скончался в Севастополе 17/30 октября 1920 года и был похоронен в нижнем храме Владимирского собора. Ему не пришлось покидать родину с Русской Армией генерала Врангеля, но беспрецедентная Крымская эвакуация во многом была подготовлена трудами Саблина. В 1919–1920 годах именно он стоял во главе возрождавшегося русского Флота.

***Сегодня мы вспомнили об этих и многих других подробностях у производящего большое впечатление ансамбля-монумента, увековечивающего память о трагедии флота. На смотровой площадке, обращенной к бухте, возвышается 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного, скорбящего моряка. А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла, покрытого цветной эмалью, означающими по флажному коду исторический сигнал, поднятый уходящими в морскую пучину кораблями: «Погибаю, но не сдаюсь».

***Однако это не конец истории. Не все знают, что сейчас на дне остаются только два затопленных тогда корабля - линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий». Остальные были подняты в период с 1925 по 60-е годы, то есть в сугубо советское время. Ленин, как понимаете, об этом уже не узнал. "Эльборус" и "Калиакрия", поднятые самыми первыми, затем были переименованы соответственно в «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский». Оба погибли в 1942 году во время морских боев с фашистами на Черном море.

***Так окончательно распорядилась Госпожа История флотом, которому Николай II отводил главную роль в завоевании проливов Босфора и Дарданеллы, что давало ключ к Европе, открывало возможность господства на важнейших морских коммуникациях. Николай II, считавший Босфорскую операцию одним из решающих этапов войны и возлагавший на нее большие надежды, проиграл в результате военно-масонского заговора, вдохновляемого извне. Проиграла Великая Россия. Победили Германия, американская закулиса, Ленин и одержимые мировой революцией товарищи большевики.

*Легитимист - приверженец законной династии, сторонник монархии, защитник наследственных прав царственной династии на престол

Справка об условиях Брестского мирного договора. В своём окончательном варианте договор состоял из 14 статей, различных приложений, 2 заключительных протоколов и 4 дополнительных договоров (между Россией и каждым из государств Четверного союза), согласно которым Россия обязывалась сделать множество территориальных уступок, также демобилизовав свои армию и флот.

От России отторгались привислинские губернии, Украина, губернии с преобладающим белорусским населением, Эстляндская, Курляндская и Лифляндская губернии, Великое княжество Финляндское. Большинство этих территорий должны были превратиться в германские протектораты либо войти в состав Германии. Также Россия обязывалась признать независимость Украины в лице правительства УНР.
На Кавказе Россия уступала Карсскую область и Батумскую область.
Советское правительство прекращало войну с Украинским Центральным Советом (Радой) Украинской Народной Республикой и заключало с ней мир.
Армия и флот демобилизовывались.
Балтийский флот выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике.
Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам.
Россия выплачивала 6 миллиардов марок репараций плюс уплата убытков, понесенных Германией в ходе русской революции — 500 млн золотых рублей.
Советское правительство обязывалось прекратить революционную пропаганду в Центральных державах и союзных им государствах, образованных на территории Российской империи.

***От Советской России была отторгнута территория площадью 780 тыс. кв. км. с населением 56 миллионов человек (треть населения Российской империи) и на которой находились (до революции): 27% обрабатываемой сельскохозяйственной земли, 26% всей железнодорожной сети, 33% текстильной промышленности, выплавлялось 73% железа и стали, добывалось 89% каменного угля и изготовлялось 90% сахара; располагались 918 текстильных фабрик, 574 пивоваренных завода, 133 табачных фабрики, 1685 винокуренных заводов, 244 химических предприятия, 615 целлюлозных фабрик, 1073 машиностроительных завода и проживало 40 % промышленных рабочих.

***Одновременно Россия выводила с указанных территорий все свои войска, а Германия, наоборот, туда вводила и сохраняла за собой контроль над Моозундским архипелагом и Рижским заливом. Кроме того, русские войска должны были покинуть Финляндию, Аландские о-ва близ Швеции, округа Карс, Аргадан и Батум передавались Турции. С линии Нарва - Псков - Миллерово - Ростов-на-Дону, на которой в день подписания договора находились немецкие войска, они должны были быть выведены только после подписания всеобщего договора.

***В приложении к договору гарантировался особый экономический статус Германии в Советской России. Граждане и корпорации Центральных держав выводились из-под действия большевистских декретов о национализации, а лица, уже утратившие имущество, восстанавливались в правах. Таким образом, германским гражданам разрешалось заниматься в России частным предпринимательством на фоне происходившего в то время всеобщего огосударствления экономики. Такое положение дел на какое-то время создало для русских владельцев предприятий или ценных бумаг возможность уйти от национализации, продав свои активы немцам.

***Брестский договор восстанавливал крайне невыгодные для России таможенные тарифы 1904 года с Германией. Кроме того, при отказе большевиков от царских долгов (произошедшем в январе 1918 года) Россия вынуждена была подтвердить все долги Центральным державам и возобновить по ним выплаты.