Поликлиника онлайн

Мнение эксперта. О новороссийском графике подачи воды и не только о нём…

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***Газета "Новороссийский рабочий" не раз помещала на своих страницах материалы, которые содержали описание причин неудовлетворительного водоснабжения населения, предстоящего введения графика водоснабжения, объяснения, почему у одних более или менее вода из кранов идет, а у других ее вовсе нет. Некоторые статьи даже связывали это со "сложным" рельефом города, якобы являющимся основным виновником отсутствия воды в высокорасположенных районах города, и другими причинами…

***Всё это в какой-то степени представляет интерес, но только для профильного специалиста! Простому гражданину, независимо от того, живет он на горке или в низине, интереснее знать другое. А именно то, что непосредственно касается его лично и его кошелька, например:

- почему у него нет воды, 
- почему с него взимают оплату за услугу в полном объеме, тогда как услугу оказали частично,
- почему коммунальное обслуживание с каждым годом становится дороже, но в то же время  хуже, 
- как и куда были использованы средства, предназначенные для реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и заложенные в тарифах, 
- будет ли опубликован в СМИ, а главное будет ли четко исполняться график подачи воды населению, а также то, каким будет этот самый график.


***Хочу коротко поделиться с читателями своими представлениями по каждому из этих вопросов.

***Вопрос первый: почему нет воды? Значительная часть населения города, и это с сожалением нужно признать, не может сегодня, как это было еще несколько лет назад, обеспечиваться водой круглосуточно из-за отсутствия, как утверждают специалисты "ЮВК-Новороссийск", технической возможности у Троицкого группового водопровода.

***Возможно это  действительно так. Для круглосуточного обеспечения водой населения у Троицкого водопровода силенок, может быть, и не стало. О том, почему их не стало и кто в этом виноват - отдельный большой вопрос. Однако техническое состояние системы водоснабжения вполне позволяет обеспечить водой всех без исключения потребителей. Обеспечить, но по графику, опубликовать и строжайше исполнять который наша водоснабжающая организация не может и не желает. Не желает, потому что так удобнее оправдывать все свои огрехи в работе!

***А еще и потому, что не может, но сознательно об этом умалчивает. Умалчивает о том, что городская система подачи и распределения воды за последние 3-4 года полностью ими же разрегулирована, что было подтверждено в 2012 году специализированной организацией, проводившей проверку. Разрегулирована так, что в высокорасположенных районах города создать необходимые давления в сетях водопровода стало невозможно.

***Темпы восстановления мощностей водопровода и объемы работ недостаточны для того, чтобы решить проблему не только в 2013 году, но и в обозримом будущем. Так что графика обеспечения водой населения нам не избежать еще долго. Это факт, и от него никуда не денешься. Что же касается потребителей в высокорасположенных частях и районах города, для  которых редкое появление воды в кранах это праздник, то ощутимые изменения там смогут произойти только после того, как  снова будет восстановлена гидравлическая модель системы подачи и распределения воды, прежние параметры регулировки. На их первоначальное создание и весь процесс регулировки у МУП ПУВКХ, начиная  с 1995 года,  ушло в то время около пяти лет.

***Вопрос второй: почему взимают оплату за услугу в полном объеме, тогда как ее оказали частично?  Правительство РФ своим Постановлением №354 от 06.05.2011 г. утвердило новые "Правила предоставления коммунальных услуг…"  Согласно этим Правилам графиков быть не должно. Но если уж их никак не избежать, то Правилами предусмотрен очень понятный и четкий порядок снижения оплаты за некачественные услуги при определенных условиях. Речь о перерыве в подаче ресурса при производстве профилактического ежегодного ремонта, превышении перерыва в подаче ресурса в течение месяца более 8 часов суммарно за месяц, несоответствии нормативам качества самого ресурса (давления, температуры и др.).

***В то же время Правила не содержат никаких условий, при которых снижение оплаты из-за отсутствия технической возможности не следует производить. Никакие причины не могут служить основанием для того, чтобы требование о снижении оплаты не выполнять. Снижение оплаты должно осуществляться безусловно, в том числе и тогда, когда применяется график.  Другое дело, в отношении кого и за что должно применяться снижение оплаты. Есть две категории потребителей коммунальных услуг. Это те, у которых нет индивидуального прибора учета, и те, у которых приборы учета имеются.

***В отношении первых снижение оплаты должно применяться:

- за период проведения профилактических ежегодных ремонтных работ, когда коммунальный ресурс не подается, за превышение перерывов в подаче коммунального ресурса сверх установленной продолжительности (т.е. сверх допустимых 8 часов суммарно в месяц),
- за несоответствие параметров и качества услуг (давление, температура, несоответствие требованиям СаНПиН) требованиям Правил.

***В отношении вторых, т.е. тех, у кого имеются приборы учета, только:

- за несоответствие параметров и качества услуг (давление, температура, несоответствие требованиям СаНПиН) требованиям Правил.

***На деле добиться такого снижения оплаты очень сложно. Сложно потому, что документально оформить факт одного или нескольких нарушений обязательно с участием всех заинтересованных сторон, практически невозможно. Невозможно даже тогда, когда эти нарушения налицо! Этим то как раз и пользуются как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации. Когда вопрос касается конкретного потребителя или их небольшого числа, тогда это их личное дело и каждый может решать его самостоятельно. У нас совсем другая ситуация. У нас превышение перерывов в подаче коммунального ресурса сверх установленной продолжительности (т.е. сверх допустимых 8 часов суммарно в месяц), а также несоответствие параметров и качества услуг (давление, температура, несоответствие положениям СаНПиН) требованиям Правил касается и затрагивает интересы огромного числа потребителей. Поэтому проблемы с оплатой за некачественные услуги должен решать не только сам потребитель, но и органы местного самоуправления, обращаясь в судебные органы  от имени неопределенного круга потребителей.  

***Вопрос третий: почему коммунальное обслуживание с каждым годом становится дороже, но в то же время  хуже?  В первую очередь, как мне представляется, причина состоит в недостаточном профессионализме работников коммунальных предприятий и их относительно низкой заработной плате. По-прежнему в большинстве случаев работать на предприятиях коммунального назначения идут те,  кого уже на другие предприятия просто не принимают. Молодежь не стремится приобретать рабочие профессии – не престижно.  Для той ее части, которая желает работать в сфере коммунального обслуживания, при трудоустройстве начинает действовать формула – не берут на работу, потому что нет опыта, опыта нет, потому что на работу не берут.

***Далее. Рост тарифов на коммунальные услуги – это следствие роста цен на энергоносители. Остановить рост цен на энергоносители в условиях существующей инфляции, как и связанный с этим рост тарифов на коммунальные услуги, невозможно. В итоге получается, что стоимость коммунальных услуг, хотим мы того или нет, повышается и будет повышаться дальше, а качество коммунального обслуживание ухудшается и будет ухудшаться.

***Вопрос четвертый и пожалуй наиболее весомый из всех: почему тарифы на коммунальные услуги такие заоблачные, как и куда используются средства, предназначенные для реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, закладываемые ежегодно в тарифы?

***Дело в том, что в состав тарифа при его расчете включается стоимость технических мероприятий, намечаемых для выполнения в расчетном году. Стоимость этих мероприятий достаточно велика, поэтому и размер тарифа заоблачный. Теперь представьте себе ситуацию, когда в течение всего года мы оплачивали услуги по тарифу, а часть полученных средств должна была пойти на выполнение намеченных мероприятий, однако… мероприятия так и не были выполнены.  В целом, затраты предприятия  уменьшились по сравнению с теми, которые легли первоначально в расчет тарифа. Фактический тариф, таким образом, должен составлять уже не ту величину, по которой мы оплачивали услугу, а меньшую с учетом исключения из его расчета стоимости невыполненных мероприятий. А это значит, что по истечении года следует сделать корректировку размера оплаты за услугу в целом за год с учетом изменения размера тарифа. Увы, это никем не контролируется. Вот поэтому потребители и оплачивают услуги по тарифам, не соответствующим размеру экономически обоснованных.

***И, наконец, вопрос пятый: о публикации в СМИ графика водоснабжения.  На самом деле складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны, российское законодательство ("Правила предоставления коммунальных услуг…..") обязывают осуществлять подачу воды круглосуточно. С другой стороны, сделать это невозможно физически по разным причинам. Администрация города, согласовав и утвердив такой график, как бы идет на нарушение законодательства, чего делать она не должна и не не имеет права. Поэтому такого согласования со стороны администрации до сих пор нет. Водоснабжающая организация из-за отсутствия такого согласования ведет себя вольготно и никакой ответственности за несоблюдение несуществующего юридически графика не несет. Получилось подать воду - хорошо, не получилось – в ekxitv случае, извините.

***С учетом того, что мы сегодня имеем, администрация может согласовать и утвердить график, но при этом она вынуждена будет взять на себя расходы предприятия, связанные с возможным снижением оплаты потребителям, для которых не выполняются требования Правил. Для городского бюджета это нежелательная дополнительная нагрузка. Чем все это закончится, сказать трудно. Скорее всего, такое состояние продлится еще немалое время.