Бизнес-сенсация. Наш порт меняет хозяев

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

***Рано или поздно это должно было случиться. Государство всегда сможет сделать даже самому большому бизнесу предложение, от которого невозможно отказаться. Если сильно-сильно захочет. И, конечно, те, кто знают историю жизни и бизнес-становления таких хозяев жизни, как два контролирующих акционера Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько, всегда понимали, что их "несметные" богатства не являются пожизненной гарантией владения крупнейшим в России портовым терминалом. Третий контролирующий - Аркадий Ротенберг - человек из другой "оперы", тоже очень интересной, но и к нему это точно так же относится, сколь часто он не повторял бы магическую фразу "тренер Путина по дзюдо".

***Итак, сенсация случилась. Как раз в канун годовщины освобождения Новороссийска от фашистов. Или, как теперь принято говорить, дня разгрома гитлеровцев у стен нашего города. Именно поздно вечером 15 сентября широкой публике стало известно, что «Транснефть» и «Сумма капитал» приобретают контрольный пакет акций НМТП. Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг продают 50,1%  акций «Транснефти» и инвестгруппе «Сумма Капитал». Сумма сделки может составить порядка $1,8 млрд. НМТП новые владельцы будут управлять на паритетной основе.

***У этой уникальной сделки есть еще и второй "рукав", позволяющий говорить о "ходе конем". Сначала НМТП приобретет у «Транснефти» и «Суммы Капитал» 100% акций ОАО «Приморский торговый порт» (ПТП). Затем компании купят у «бенефициарных владельцев» НМТП контрольный пакет его акций. Обе операции будут проведены одновременно. В результате «в группу НМТП будет интегрирован крупнейший портовый оператор по нефтеналиву в России» и создана «крупнейшая в Российской Федерации стивидорная компания» (оператор порта). Если вы еще не поняли, глава "Транснефти" Николай Токарев продает терминал в Приморске, чтобы тут же забрать его назад вместе с крупнейшим портом России.

***Организационно-техническая сторона сделки такова. Продаются все 100% структуры Kadina Ltd. По неофициальным данным, эта компания на 80% принадлежит основателям НМТП Пономаренко и Скоробогатько и на 20% – бизнесмену Аркадию Ротенбергу. Сделку должен одобрить совет директоров и акционеры НМТП. Также соглашение должно быть утверждено Федеральной антимонопольной службой и правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями.

***Близкие к сделке источники отмечают, что контрольный пакет НМТП «Транснефть» и «Сумма» оплатят не только 100% акций ПТП, но и деньгами. Причем, ожидается, что НМТП будет оценен с премией к рыночной стоимости. На 15 сентября на LSE контрольный пакет акций порта стоил около $1,5 млрд. «Премия за контроль обычно составляет порядка 15-20% от стоимости пакета, таким образом, частные акционеры НМТП могут получить за свои акции порядка $1,8 млрд. Это вдвое больше, чем сумма, которую Пономаренко и Скоробогатько выручили в ходе IPO НМТП, когда 20% акций компании были оценены в $980 млн. Однако по другим оценкам, без политики и болтовни банковских аналитиков, стоимость такой сделки составит от $700 до $1 млрд.

***Так или иначе, но сделка крутая. Реально. Разумеется, смена хозяев с очень большой вероятностью будет означать замену (пусть и не в мгновение ока) всего портовского "генералитета". Так что Георгию Антоньяну, можно сказать, повезло. Не слишком давно говорили обратное, когда его вместе с командой вдруг физически не оказалось в структурах НМТП. Если вы не в курсе, Георгий Аветисович сейчас рулит "Новолитом", то есть инфраструктурой бывшего "Красного двигателя". Теперь ему не надо в отличие от Вилинова, Ярышева, Болотова и других уважаемых и очень известных далеко за пределами Новороссийска господ думать-гадать, оставят ли их новые хозяева на прежних должностях.

***Примечательно, что уже на следующее утро акции НМТП выросли на новости о сделке с «Транснефтью». Стоимость одной обыкновенной акции ОАО «Новороссийский морской торговый порт» на момент открытия торгов на ММВБ 16 сентября составила 5,0800 руб.

***Интерес "Транснефти" к нефтяному порту Приморск и профильному терминалу в Новороссийске понятен, но зачем трубопроводной монополии стивидорный бизнес, эксперты предположить затрудняются. В декабре 2009 года президент "Транснефти" Николай Токарев в интервью говорил, что ей было бы интересно вернуть себе нефтеналивной терминал в порту Новороссийска. "Новороссийский нефтетерминал принадлежал "Транснефти", но в 2006 году при весьма сомнительных для нас обстоятельствах его по дешевке продали, - говорил тогда господин Токарев. - Сейчас мы ведем работу по пересмотру этих решений, обсуждаем такую возможность в тесном контакте с новыми владельцами терминала". Господин Токарев тогда даже не исключал продолжения переговоров в судебной плоскости.

***Но перевалка нефти и нефтепродуктов - лишь часть деятельности порта, отмечает аналитик ФК "Открытие" Дмитрий Лютягин. Чистый долг "Транснефти" сейчас составляет около $9 млрд, поэтому, если в сделке есть денежная составляющая, госкомпании будет трудно найти под нее финансирование.

***Напоследок напомним, что группа НМТП объединяет следующие стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП» и ООО «Балтийская стивидорная компания». НМТП — крупнейший в России порт по грузообороту.

Кондрат СИЛЕГНОВ с использованием источников: forbes.ru, infranews.ru, kommersant.ru, seanews.ru.

Фото: Дмитрий Азаров и Дмитрий Духанин ("Коммерсант"), www.nmtp.info, Виктор Лагашов, k34.yaprofy.ru.