=настоящее и будущее= В ПОИСКАХ «ВЕЖЛИВОГО» АСФАЛЬТА. Мифы и правда о проекте строительства дороги от Цемдолины до улицы Портовой в Новороссийске

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

В ПОИСКАХ «ВЕЖЛИВОГО» АСФАЛЬТА

Мифы и правда о проекте строительства дороги от Цемдолины до улицы Портовой в Новороссийске

 

***Тема строительства новой дороги в порт, позволяющей убрать большегрузы с новороссийских улиц, отнюдь не новая, но теперь она стала близка к воплощению на практике. Вообще о судьбе Цемесской рощи имеется уйма публикаций. Правда, большинство из них срываются «на крик»: мол, руки прочь от «зеленых легких»! Увы, роще крики абсолютно не помогают: у новороссийцев есть глаза, и мы видим, что произошло и происходит. Но, полагаем, именно сейчас можно отказаться от былого пессимизма. Почему? Изучите вместе с нами мифы и правду о проекте строительства дороги от Цемдолины до улицы Портовой, чтобы получить свой собственный ответ.


***Миф первый. Если мы останемся равнодушными, то после проведения слушаний будет вырублено 5 га Цемесской рощи под новую дорогу.


На фото: говорит Ирина Панченко

***Это не просто устаревшая информация, но и ошибочная. Когда она пошла «в эфир», у рощи еще не были определены границы. Дадим слово Ирине Панченко, начальнику отдела экологического контроля администрации МО г.Новороссийск:

***- Памятником природы Цемесская роща стала в 1979 году благодаря решению Новороссийского горисполкома. Землю понемногу отрезáли, стройки наступали, нагрузки возрастали. Что с рощей будет дальше, как она будет обслуживаться, – никогда планов не было. В 2014 году была поставлена задача все особо охраняемые природные территории Краснодарского края привести в определенные рамки. Границы Цемесской рощи были определены в апреле 2018 года, участок поставлен на кадастр. Теперь, когда есть границы, требуются разработка паспорта объекта и охранные мероприятия. Большая часть территории рощи заболочена и завалена валежником, практически непроходима. Субботники помогают лишь на очень малой части. Сейчас это не парк и не зона отдыха, зато случаются пьянки-гулянки и пожарища. После проведения комплексного экологического обследования территории Цемесской рощи стало ясно, что ценность этого уголка природы может быть полностью утрачена из-за загрязнения, захламления стихийными свалками и дальнейшего заболачивания при отсутствии водоотвода.

***Количество выбросов в атмосферу Новороссийска от транспорта, особенно крупногабаритного, превышает все остальные выбросы. Хотим мы того или нет, но город развивается и растет. Тем более что у нас самый крупный в России порт. А скоро еще и движение грузового транспорта на Крым откроется. Если не решать вопросы логистики и дорог, город просто задохнется. А территория, которая особенно страдает, Анапское шоссе, она еще и меньше всего продуваемая. Рассеивание здесь минимальное.


***Рощу надо сохранить, это аксиома. В прошлом году слушания по проекту уже были. И проект не прошел государственную экологическую экспертизу только по той причине, что у рощи не было сформированных и поставленных на кадастр границ. Сейчас границы есть. И теперь понятно, что по касательной к роще, не заходя в глубь, при строительстве дороги будут затрагиваться 2,5-2,7 га. Да, стройка не бывает аккуратной, какая-то территория подвергнется воздействию. Наша задача – состыковать два нужных момента – сохранение рощи и строительство дороги. Чтобы город не проиграл ни в чем, а выиграл.

***Сейчас мы ведем переговоры с проектировщиками и предполагаемым застройщиком, тем же самым, что строил Крымский мост, и первое что обсуждаем – компенсационные мероприятия. Мы внимательно осмотрели всю территорию рощи и прилегающие земли. У нас есть соседние участки, которые ранее использовались или используются, а сейчас в границы рощи не входят. Речь, в том числе, о водоканале или тех же «непонятных» гаражах. Эти участки будут изыматься и отдаваться в пользу рощи. По итогам мы подсчитали, что площадь изымаемых участков и тех, что в дальнейшем будут засажены деревьями после проведения компенсационных мероприятий, практически одинаковы, так что роща по площади ничего не потеряет. Просто скорректируются границы. Еще раз подчеркну, что дорога пройдет по касательной к роще, а не внутри нее.


***Миф второй. Экология от строительства дороги улучшиться не может, наоборот, пострадают и жители, и роща.




***Вот что сказал заместитель главы города-героя Дмитрий Агапов недавно, 26 июня в библиотеке имени Э.Баллиона на заседании рабочей группы городской Думы Новороссийска по обсуждению материалов комплексного экологического обследования Цемесской рощи:

***- Предлагаемая проектом дорога частично идет на опорах, минимально затрагивая земельные участки, частично проходит по объектам недвижимости, в частности по территории с гаражами, которые планируется изъять, а территорию подготовить под озеленение и благоустройство. Предлагаемая проектом трасса является, по сути, недостающим элементом федеральной дороги, которая входит в город, выходит из города, а в самом городе ее нет. И в результате – весь транзитный большегрузный транспорт движется по улично-дорожной сети Новороссийска. По оценкам экспертов-экологов, после строительства этого элемента федеральной дороги, исключающей светофоры, углы и повороты трассы на девяносто градусов, – воздействие на экологию города существенно улучшится.

На фото: Вячеслав Бердников

***Послушаем еще Вячеслава Бердникова, начальника отдела экологии Администрации морских портов Черного моря, члена совета по экологической безопасности при главе муниципалитета:

***- Порт наш активно развивается, это факт, от которого деваться некуда. И порт напрямую зависит от коммуникационных возможностей. Дорог не будет – ничего хорошего не будет. Мы находимся в варианте «без выбора». Город у нас своеобразный, вокруг бухты, возможности для развязок ограничены. Если машины длительно стоят в пробке с работающими двигателями, объем выброса в атмосферу вредных газов заметно увеличивается. Другое дело, если они мчатся без задержки.

***Мировой тренд, ООН, конвенции: если ты входишь в природу с своей техногенностью, нужно сделать что-то компенсирующее. Мы действуем правильно. Разговоры про исключительность рощи – не верьте. Она запущена, и с ней надо что-то делать. Если при строительстве это всё облагородят, что стоит больших денег, этот район станет куда лучше, чем сейчас. Я прекрасно помню потоп 2002 года. Здесь опасная зона.

На фото: Александр Филатов

***А вот что сказал главный инженер ООО «ИнжПроектСтрой» (генподрядчика по разработке проекта строительства дороги Цемдолина – Портовая) Александр Филатов:

***- Зимой, когда нет зелени, выбросы транспорта не меньше, чем летом. Автодорога существенно облегчит жизнь прежде всего жителям. Сегодня появляется инвестор, который готов вложить средства в восстановление рощи. Иначе денег не будет. Порт будет только расти, планы конкретные и грандиозные. Цифры поражают воображение. Мы заложим компенсационные мероприятия по высадке деревьев, поверхностному водоотводу с территории рощи и чтобы не допустить смешения вод, обеспечить экологически чистый сброс с самой дороги. Также - средства на шумо-, пылезащиту и компенсационные мероприятия внутри рощи, чтобы ею можно было пользоваться как благом природы. Дорожки, благоустроенные пятачки. Сейчас «зеленые легкие» просто умирают.


***Миф третий. От нас ничего не зависит, всё уже решено, дорога добьет рощу.


На фото: район верхней границы Цемесской рощи, где может пройти дорога

***Правда такова. Говорит И.Панченко:

***- Да, проект уже готов, но не строительства дороги, а именно обоснования корректировки границ особо охраняемой природной территории, каковой является Цемесская роща. Более того, этот проект был готов еще в прошлом году, но в этом дорабатывался. В библиотеке им.Э.Баллиона можно ознакомиться со всеми материалами. При доработке многое изменилось. Ранее компенсационных материалов не было. Чтобы сохранить площадь, чтобы рощу не топило - гидрология, экраны ранее не планировались для леса (их обычно только для жилых домов применяют), ливнеотводы и очистные сооружения для дороги, – всё это добавлено. Именно по обоснованию корректировки границ и будут слушания. Но основное должно произойти при разработке проекта строительства дороги, раздела «охрана окружающей среды», тогда тоже будут слушания. В сохранение рощи инвесторы готовы вкладываться. И в этом плане о многом можно договориться – во благо рощи, города и горожан. Перемены тут назрели. Вы попробуйте по роще пройти – не пройдете!

***Кстати, еще насчет мнимой предрешенности. Неизвестны не только сроки строительства дороги – проекта ведь нет, но может такое случиться, что дорога и не состоится. Если не будет включена в федеральную программу. Планируемая протяженность дорожного «обхода» немалая: 12.700 метров, а стоимость строительства этой дороги оценивается в 4 миллиарда рублей. Без включения в программу этой суммы не найти, тем более – в масштабах города или края.

На фото: говорит Наталия Боровская

***Депутат городской думы Наталия Боровская, живущая в Гайдуке, приехав в рощу на встречу с журналистами, сказала:

***- Будет очень обидно, если мы не попадем в программу. Я сейчас из Гайдука ехала сюда больше часа - такие пробки. Раньше ездили на лошадях. Потом была одна машина на улице. Сейчас город просто задыхается. Не говоря уже о Гайдуке и Кирилловке. На моем избирательном округе люди жалуются, что ночью открыть форточку невозможно, с коляской днем нельзя погулять без вреда для ребенка. Пробка на Кирилловском повороте такая, что от конца Кирилловки до трассы стоят грузовики. Это не считая того, что идет поток через Гайдук, и там тоже выехать невозможно. Мы портовый город. Приезжал представитель Росавтодора, те люди, что строили Керченский мост. Это будет отличная дорога. Роща сегодня умирает. Раньше река Цемесс была судоходной. Всё изменилось, и дорога – спасение и для людей, и для рощи. Главное сейчас – те мероприятия, которые мы хотим видеть для этого природного уголка. Никто нам иначе денег не даст. Время идет, и надо быстрее действовать.


***Миф четвертый. Дорога может пройти в другом месте, просто роща – самая беззащитная.



***Эту точку зрения поддержал депутат городской Думы Михаил Ерохин, правда, в 2017 году, на предыдущих слушаниях. Он озвучил два альтернативных варианта.

***- Естественным и логистически грамотным решением было бы пустить грузовой транспорт в новороссийский порт по дороге через Грушовую балку. Она короче, и в этом случае грузовой транспорт практически бы не затрагивал дорожную сеть самого города. Однако в Грушовой балке нефть, а нефть для центральной власти гораздо важнее интересов какого-то там провинциального городка. Поэтому дороги там нет и не будет.

***Другой вариант прямой дороги в порт был практически начат на рубеже веков известным местным «бизнесменом» А.Я. Гуленко. Дорога начиналась от грузового Верхнебаканского терминала, переваливала через Маркотхский хребет и траверзом вдоль хребта спускалась в район порта. Но годы были лихие, источник капитала сомнительный, интересы заинтересованных сторон спорные, и проект заглох. Могильщиком проекта формально выступило руководство цемзавода, которое не уступило часть склона под дорогу, поэтому дороги и там до сих пор нет.

На фото: Михаил Ерохин получает депутатское удостоверение из рук председателя горизбиркома. 15.09.2015 г.

***Насчет дороги через Грушовую. Помимо особой безопасности, действительно связанной с перевалкой нефти и нефтепродуктов, трудно не заметить, что до районов порта в этом случае пришлось бы добираться через Шесхарис и Балку. Техногенная нагрузка на «ту сторону», где живет немало новороссийцев, и без того высока, а если бы здесь проходил весь грузовой поток машин, стала бы просто невероятной. Да, здесь, наконец, вскоре «разошьют» самые узкие места. Но если бы все грузовые монстры в порт шли только тут, пробки стали бы круглосуточными, а расширить дорогу дополнительно для их ликвидации оказалось бы невозможным. Нереальный вариант, господин Ерохин!

***По поводу несостоявшегося «гуленковского» объезда (при том, что Александр Яковлевич в то время казался всесильным, и то не смог продавить!) высказался главный инженер «ИнжПроектСтроя» Александр Филатов:

***- Горная дорога решила бы прежде всего проблему транзита, проезда курортников к Геленджику, но не проблему движения в порт и обратно. Пробки бы не исчезли, мы изучали.

На фото с официального сайта горадминистрации: 26 июня в библиотеке имени Э.Баллиона на заседании рабочей группы городской Думы Новороссийска по обсуждению материалов комплексного экологического обследования Цемесской рощи

***Наконец, о том что, мол, дорогу можно пустить по территории бывшего ВРЗ, которая теперь как раз перепрофилируется. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть: это ничего не меняет. Как раз на границе с ВРЗ дорога и так пройдет мимо рощи. Если у кого сейчас и «дрожат коленки», так это у владельцев расположенных здесь гаражей, некоторые из которых, оказывается, имеют сомнительные документы или не имеют вовсе.

***При внимательном рассмотрении выходит, что другой возможности напрямую соединить мощности «НМТП» с «внешним миром» просто нет. Ниже роща, а выше – железнодорожные пути, которые, кстати, тоже, масштабно развиваются, хотя узкие места остаются, например, в том же Гайдуке, где жэдэ переезд стал притчей во языцех, образцом негатива. Мы, кстати, с удивлением узнали при подготовке этого материала, что реконструкция подъездных железнодорожных путей в порт, в частности, строительство парка Б включает обустройство русла реки Цемес, укладку дорожного полотна, причём по обеим берегам реки, и возведение автомобильного моста. Выглядит красиво, современно. И никакого сравнения с имеющейся заброшенностью!


***Миф пятый. Новый мост уничтожит краснокнижную флору-фауну в Цемесской роще и создаст проблемы для людей при движении по мосту на ул.Магистральной.



***Насчет мнимых проблем при движении. Как рассказал главный инженер проекта, автодорога возьмет начало от трассы М-25 в районе «Бауцентра», а закончится в районе транспортной развязки на Шесхарисе, по касательной пройдя вдоль Цемесской рощи, а сваи лишь в трех местах будут заходить на территорию памятника природы. Улицу Магистральную новая дорога пересечет эстакадно.

***Что касается животного и растительного мира, опасения есть. На территории дикого леса растут вяз, тополь-осокорь, ясень, куманик, дикий виноград и кусты плюща, которые хорошо переносят повышенную влажность и близкое залегание грунтовых вод. Также здесь можно встретить занесенных в Красную книгу насекомых, например, жука-оленя, стафилина пахучего, бабочку поликсену и гигантскую кавказскую жужелицу.

***Мы посмотрели в Интернете, как всё это выглядит. Особенно впечатлил всеядный пахучий стафилин, или, как его еще называют, вонючий быстроног. Потревоженный жук становится в оборонительную позу: широко раскрывает свои мощные челюсти и поднимает брюшко над головой. На кончике брюшка жуков имеются выделительные железы, из которых при опасности жуки выделяют жидкость с дурным запахом, отсюда и названия.

***Но так как дорога не будет углубляться в рощу и с учетом экранов вряд ли тому же стафилину что-то грозит. Уж не говоря о том, что он широко распространён и в Европе, и в Северной Америке - от юга штата Калифорния до штата Орегон, где активно уплетает, помимо всего прочего, улиток. Ну, а краснокнижные растения, попадающие в ту самую небольшую зону ликвидации, можно и нужно пересадить внутрь рощи. Такой успешный опыт имеется. По словам Ирины Панченко, для разработки охранных мероприятий будет привлечен целый институт, и, в том числе, проблема пересадки легко решится. Для такого масштабного и дорогостоящего проекта – это несложное обременение.


***Миф шестой. Когда дорогу построят, новороссийцам придется раскошелиться, ведь она будет платной.


На фото: начальник отдела информационной политики и средств массовой информации администрации МО г.Новороссийск Александра Дьяконова знакомит с содержанием пресс-релиза о Цемесской роще

***А вот это и не совсем миф, скорее «перенос акцентов». На недавней встрече в Геленджике губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах затронули вопросы строительства скоростной трассы возле Новороссийска. Вениамин Кондратьев отметил, что уход от реверсивного движения и дневных дорожных работ себя оправдал – в целом в регионе удалось значительно сократить длину сезонных пробок к черноморским курортам.

***– Многие вопросы сняты, негатива, который был раньше, мы уже не наблюдаем – это результат совместной работы с госкомпанией, – подчеркнул глава региона. – Тем не менее, остаются участки, где нужно решать проблемы в ручном режиме. В частности, сложная транспортная ситуация складывается в Новороссийске. Грузовой транспорт движется в порт по улицам города, из-за чего образуются большие пробки. Проект скоростной магистрали «Цемдолина – улица Портовая», которая обойдет центр города, уже близок к разработке. Мы обещали эту дорогу жителям и не можем их подвести. Эта трасса необходима Новороссийску.

На фото: Сергей Кельбах и Вениамин Кондратьев на встрече в Геленджике 28 июня 2018 года

***И тут Сергей Кельбах как раз акцентировал внимание на том, что при строительстве планируется использовать механизм государственно-частного партнерства.
– Проект капиталоемкий, он был представлен на международных форумах, инвесторы за ним внимательно следят, – отметил глава госкомпании.

***Если вы еще не поняли, что это значит, то процитируем признание Александра Филатова из "ИнжПроектСтроя":

***- Это будет платный участок.

***Только непонятно, зачем нам, рядовым новороссийцам, платить. Дорога предназначена именно для заезжего большегрузного транспорта, направляющегося с грузами в порт и обратно. Ну, если только ради интереса разок-другой проехать. Жилья по обе стороны новой дороги нет, так что обойдемся старыми бесплатными городскими артериями, которые власти обещают избавить от нынешних тромбов.

***Вместо постскриптума. Горько говорить о том, что в постсоветское время Цемесскую рощу будто приговорили. Ушли лесники, которые следили за порядком и поддерживали его. Ликвидировали питомник вместе с так называемым «депутатским парком». Отрезáли кусок за куском в отсутствии четких границ природной территории. Вместо фантастически привлекательного ресторана «Хижина лесника» влепили так называемую испанскую деревню «Сан-Педро». На наш взгляд, поселиться там – верх глупости. Сырость, мрак, комары, болотистые плавни вокруг, плюс серьезная опасность катастрофы при ливне силы 2002 или 2012 года. У богатых, впрочем, свои причуды: хотят - пусть живут там и чему-то радуются. Вспомним еще о серии подозрительных пожаров и жутких находках в роще (человеческие ноги без тела).


***Казалось бы, сейчас, когда планы строительства дороги близки к осуществлению, наступление на рощу продолжается полным ходом. Не знаем, убедили ли мы вас, читатели, но мы пришли к противоположным выводам. Считаем, что сейчас впервые у Цемесской рощи появляется шанс на хорошее будущее. Оставить как есть загнивающее болото в центре города без тропинок-дорожек, зато с горами мусора, комарами, непроходимыми «джунглями» и мелеющей год от года рекой - не вариант, уверены в этом.

***А вот использовать «вежливый» асфальт как единственную на сегодня реальную возможность привести «памятник природы» в божеский вид, оградив ее от новых посягательств, причем практически без реальных потерь, это тот самый хороший, даже отличный вариант. И раз уж можно получить деньги на него, надо сделать всё возможное, чтобы извлечь максимальную пользу и для рощи, и для нас, горожан. Согласны вы или нет, пишите нам на Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Вас услышат. А мы готовы опубликовать все ваши интересные послания.