ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ ФАСАДОМ. Размышления журналиста об Августовской конференции педагогических работников-2015 в Новороссийске
Автор: Текст: Анна ЕДАЛИНА, фото: Марина ДАРКИНА 30.08.2015 15:44
***Традиционная ежегодная августовская конференция педагогических работников прошла перед началом нового учебного года в гортеатре Новороссийска. Устроители попытались совместить праздник и конференцию. Праздник удался. Было обилие поздравлений, благодарностей в адрес администрации за выделенные деньги на те или иные нужды, чествование учреждений, признанных лучшими по подготовке к новому учебному году (СОШ №№ 26, 27, СКОУ №9, МТЛ, д/сады №№ 8, 18, 23, 45), в области внедрения инновационных программ (д/сады №№ 4, 8, 49, 70, 82), награждение дипломами лучших преподавателей-предметников и прочие радостные моменты.
***А вот конференция, на наш взгляд, не получилась. Ведь что такое конференция? Это собрание, совещание для обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов. Но опять-таки с самого начала тема "Достижения отрасли "Образование" за 5 учебных лет", которой было отдано слишком много времени, задавала лишь восторженный тон повествования. Тем временем за этот период многое в сфере образования изменилось, и проблемы, в том числе очень серьезные, явно имеются.
***Основное новшество – появление так называемых ФГОСов - федеральных государственных образовательных стандартов, которые призваны направить всю систему образования, от дошкольного до высшего, в новое русло личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики. В конце публикации вы найдете справку о ФГОСах, если хотите знать о них подробнее. Предполагается, что ребенок на «выходе» должен быть любознательным, умеющим самостоятельно мыслить, самостоятельно получать информацию, анализировать ее.
***Однако эти качества, что должны быть развиты с помощью новых ФГОСов, как-то не очень соотносятся с тем идеалом ученика, который мы увидели на представленных в ходе конференции слайдах. Они гласили, что ученик должен быть «высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененным в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ». А еще он должен разделять базовые национальные ценности, где первыми в списке идут патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, а уж потом семья, труд и творчество, традиционные религии, искусство и литература, природа... Согласитесь, больше напоминает коммунистические лозунги, а не личностно-ориентированную педагогику!
***Что касается внедрения ФГОСов, то они действуют во всех детских садах, во многих школах Новороссийска введены в 6-7 классах, в СОШ № 10 – в 8 классах в пилотном режиме. С 1 сентября 2015 г. стандарты появляются и в системе дополнительного образования. Однако как могут в полной мере реализовываться эти стандарты, по которым к каждому ребенку должен быть найден индивидуальный подход, если фактически почти все школы города вынуждены работать в две смены, а из-за переполненности в некоторых ведется речь об организации третьей смены (СОШ №40)? Если ведутся разговоры об утверждении нового стандарта в группах детсадов в 45 детей? Если многие учреждения дополнительного образования не имеют своих площадок или имеют абсолютно устаревшие залы и оборудование? Город явно не готов к новым требованиям, предъявляемым к образовательным услугам. Если за искоренение очередей в детсады с администраций муниципалитетов в последние годы спрашивали и спрашивают "сверху" очень строго, то насчет перегруженности, нехватки школ стали предъявлять претензии только в самое последнее время.
***Изменения коснулись и учреждений профессионального образования. Их постигла реорганизация-оптимизация сродни той, что идет в медицине и многократно раскритикована на всех уровнях. В 2014 году к Новороссийскому социально-педагогическому колледжу присоединили профессиональный лицей №4 «Строитель», а в 2015-м профессиональное училище №7 было объединено с ПУ № 36. Как повлияло слияние на качество обучения детей, можно спорить, но вот что точно можно сказать – «оптимизированы» расходы краевого бюджета. Стоила ли "овчинка выделки", что перевешивает - плюсы или минусы, вопросы, достойные, отдельной статьи.
***В сфере дошкольного образования основным успехом за 5 минувших лет надо считать частичное решение острой проблемы – сокращение очереди в детские сады. Было создано 3.225 новых мест. Таким образом, очередь сократилась с 9.648 до ... 7.593 детей. Согласитесь, не настолько успешная арифметика, чтобы при каждой возможности этим хвалиться главе города и начгорупробраза. Образовано также 92 группы кратковременного пребывания, 152 семейные группы. Отрадно то. что многие детские сады в полной мере соответствуют новым «развивающим» детей стандартам, имеют большое количество дополнительных кружков всех направлений. В пример можно привести детсад № 49, в котором существует 15 дополнительных видов деятельности, в числе которых подготовка к школе, английский язык, вокал, логоритмика, бисероплетение, игра на различных музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, балалайка, деревянные ложки) и др.
***В сфере дополнительного образования достижения также вполне ощутимы. За 5 лет спортивными школами «Виктория», «Надежда», «Ника», «Олимп», «Триумф», «Олимпиец», «Каисса» было подготовлены более 50 мастеров спорта, свыше 130 кандидатов в мастера спорта, а также свыше 10.000 спортсменов массовых разрядов. Но вот вопрос: а в каких условиях тренируются спортсмены многих школ? Например, ДЮСШ «Олимпиец» вынуждена ютиться с Центром спортивной подготовки «Дельфин» в одном бассейне уже много лет. Все согласны, что городу просто необходим еще один бассейн, но «воз и ныне там». А ДООСЦ «Надежда», которому не один год обещают новый гимнастический зал, готовит своих мастеров спорта в допотопной пристройке. При этом все эти объекты по плану развития города уже должны были появиться на картах и в жизни: во Дворце олимпийских видов спорта, который находится на стадии "перманентного строительства".
***По всей отрасли подробный анализ провела начальник Управления образования г.Новороссийска Елена Иосифовна Середа, доклад которой, бесспорно, можно считать основным «блюдом» конференции. Приведенная ею безжалостная, хотя и мудро препарированная статистика высветила некоторые из проблем этой сферы. Одна из них – низкая заинтересованность педагогов в повышении своего профессионального мастерства. Так, аттестованных на первую и высшую категорию педагогов в СОШ №26 – 5%, ни одного – в СОШ №№ 15, 16, 25. Такая же ситуация в детсадах №№ 5, 11, 19, 22, 23, 24, 46, 66, 75, 80. Однако положительных примеров больше. В МТЛ, ТЭЛ – 76% аттестованных кадров, в гимназии №4, СОШ № 40 – 50%, в гимназиях №№ 5 и 6 – 53% и 52% соответственно, в СОШ №33 – 55%, в детских садах №№ 8, 49, 55, 60, 70, 82, 99 – 62%, в ДЮСШ «Виктория» - 70%, ДЮСШ «Олимпиец» - 58%. Но вот почему настолько отстают другие?
***Снизилось количество учителей-победителей премии Президента и премии губернатора: в 2011 было 7 человек, в 2012 – 8 человек, в 2014 и 2015 – 5 и 3 работника соответственно. Между тем, заработная плата, являющаяся основным стимулирующим фактором, увеличилась. Правда, насчет правдивости приведенных цифр "шептались" в кулуарах некоторые участники конференции, но мы не эксперты, чтобы опровергать официоз. Давайте поверим цифрам и приведем их, радуясь за педагогов. В общем образовании средняя з/п выросла с 14.056 руб. (2011 г.) до 24.559 руб. (2015 г.), в системе дополнительного образования – с 13.842 руб. (2011 г.) до 24.375 р. (2015 г.), в системе дошкольного образования – с 9.740 р. (2011 г.) до 23.948 р. (2015 г.).
***И все равно молодежь неохотно идет работать в сферу образования - несмотря на городскую программу поддержки, предполагающую дополнительные ежемесячные выплаты в размере 4 тыс. руб. учителям и 2 тыс. руб. воспитателям в первый год работы. Причин много. Не идет, потому что боится не совладать с учениками, не найти общий язык с родителями, не соответствовать задаваемому профессиональному уровню? Пожалуй, но основная причина – все-таки недостаточный размер оплаты труда. Молодой педагог без категории на руки получает 17-18 тыс. руб. А как на такие деньги прожить, особенно без собственного жилья, ведь под такую зарплату ипотеку не дадут?
Выступает глава Новороссийска Владимир Синяговский
***И все-таки, надо ли ежегодно проводить такие конференции? На наш взгляд, безусловно, необходимо, но при этом разделяя праздничную и проблемную части. Образование не та сфера, куда идут с корыстными целями. Согласны? Поэтому для преподавателей такое вдохновляющее и мотивирующее действо просто необходимо. Во-первых, чтобы лучше оценить уровень, достигнутый в своей работе (вспомним всех лидеров, присутствовавших в зале). Причем вживую, а не по книжкам/газетам/отчетам. Во-вторых, всегда очень важно видеть себя в кругу единомышленников, причем в расширенном кругу (в конференции участвовали представители и детских садов, и общеобразовательных школ, и учреждений дополнительного образования, и др.). Это, полагаем, дает силы и уверенность в правильности сделанного когда-то профессионального выбора. Ну и, в-третьих, всегда полезно взглянуть на свою работу в «праздничном» варианте. Не на сотни часов, проведенных на уроках или перед тетрадями, не на "тонны" отчетов и прочей документации, а на торжество, ведь это, однозначно, воодушевляет на новый рабочий год.
***От редакции "Новороссийских известий". Исходя из всех сказанного раньше, поставим нынешней конференции свою оценку. Их даже две! Твердая "четверка" за праздник, и "двойка", в лучшем случае - "тройка с минусом" - за постановку и поиск путей решения проблем, заявленных в основной теме совещания: "Образование - стратегия будущего, доступность, качество, развитие".
***Напоследок, как и обещали, справка о ФГОСах - федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
***Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
***Изменилась не только структура, но и методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
***Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. В соответствии с п.6 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы. Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы. Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.
***Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года. Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения, они фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой ступени обучения, что обеспечивает деятельность школ ступеней. И завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 года, можно начать обучение на следующей ступени по ФГОС.
***Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы. Правила экспертизы учебников остаются прежними. Чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.
***В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
***Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения. При наличии необходимых условий и средств (!) возможно деление классов на группы. Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность, и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.
Выступает директор Технико-экономического лицея Ирина Тарасенкова
< Предыдущая | Следующая > |
---|